ЗабMedia.ru ЗабКупон.ru ЗабLove.ru ВсяЧита.ru Заб.TV | Размещение рекламы
21 января, 01:01

Четыре риска инклюзивного образования в Забайкалье

15:20, 8 января

Фото: all-tests.ru

Четыре риска инклюзивного образования в Забайкалье

Инклюзивное образование давно и прочно вошло в жизнь любого населенного пункта. Об этом не принято рассуждать открыто, но у каждого есть свое мнение. С момента, когда Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов, работа в этой сфере проделана огромная. И, кажется, отношение к людям с «особенностями» вообще, и детям в частности, начинает меняться… Но некоторые проблемы остаются и каждый регион решает их по-своему. О том, как развивается система инклюзивного образования в Забайкальском крае, рассказала заместитель министра образования, науки и молодёжной политики, начальник управления общего образования и воспитания Наталья Шибанова.

- Наталья Михайловна, почему повышается интерес к вопросам инклюзивного образования? 

- Вопрос инклюзивного образования сейчас приобретают особую актуальность, потому что количество таких детей возрастает, родители становятся более активными. В последние десятилетия нормативно-правовая база меняется в сторону активной социализации этих детей, активного включения в нормальную жизнедеятельность. В том числе за счет системы образования.

- Как развивается инклюзивное образование в Забайкальском крае?

- Надо сказать, что в Забайкалье сложилась достаточно устойчивая инфраструктура специального образования. Первое коррекционное учреждение появилось еще в 1923 году, т.е. работа эта ведется давно. Традиционно мы говорим о том, что инфраструктура включает в себя 11 коррекционных учреждений: это коррекционные школы и школы-интернаты коррекционного типа. Однако сейчас мы работаем над тем, чтобы все образовательные учреждения смогли принять к себе «детей с особенностями» - в любом дошкольном учреждении, в любой школе созданы те или иные условия для обучения детей этой категории.

В настоящее время в регионе действуют восемь коррекционных школ, из них три в краевом центре. В числе показательных примеров могу назвать Специальную коррекционную общеобразовательную школу в Краснокаменске, Петровск-Забайкальскую специальную общеобразовательную школа-интернат для слабовидящих детей и Забайкальский центр специального образования «Открытый мир» в Чите.

Кроме этого, с 2008 года в крае проводится Всероссийский симпозиум по проблемам инклюзивного образования - это научно-практическое мероприятие, которое со временем стало переговорной площадкой для органов власти, общественных организаций и родителей, которые воспитывают детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья – авт.).

- Каким образом образовательное учреждение включается в систему инклюзивного образования?

- Сейчас мы стремимся к тому, чтобы вся система образования стала инклюзивной, т.е. все образовательные организации имели возможность принять детей с теми или иными особенностями. Во многом этому процессу способствует программа «Доступная среда». Эта федеральная программа включает в себя три основных направления: архитектура, оборудование и подготовка кадров. Даже самый хороший пандус может быть не востребован, если учреждение посещают, например, дети с нарушением слуха. Иногда гораздо важнее – грамотно подготовленный специалист, чем усовершенствованная архитектура.    

- Работа ведется только в школах?

- Нет, аналогичная работа проводится и в детских садах. К сожалению, на данный момент в крае всего пять специализированных детских садов. Да, этого мало, но, вместе с тем, мы понимаем, что открывать узкопрофильные детские сады не всегда представляется возможным и не всегда целесообразно. В то же время мы стараемся создать условия абсолютно для всех дошколят: так, в краевых ДОУ действуют 143 группы компенсирующего направления. Это значит, что набирается небольшая разновозрастная группа детей с одним нарушением. В таких группах работают не только воспитатели, но и узкие специалисты: психологи, логопеды, дефектологи. Опять же программа «Доступная среда» помогает сделать дошкольное образование для детей с особенностями развития ближе. В этом году четыре детских сада приняли участие в этой программе: два сада в Читинском районе – в поселках  Маккавеево и Атамановка, еще два - в Балее и Нерчинске.

- Наталья Михайловна, по какому принципу отбираются сады, которые получат поддержку?

- Основной принцип выдачи субсидии – наличие детей с ОВЗ. Несмотря на то, что поставлена задача обеспечить условиями для инклюзивного образования все образовательные учреждения, в отношении детских садов мы пока подходим дифференцированно. Прежде, чем определить учреждение, куда будут направлены деньги, мы работаем с комитетами образования на местах, т.к. они располагают сведениями о количестве детей. Мы не будем давать деньги учреждению, если там не детей с ОВЗ и не предвидятся. Это принцип действия и для школ, и для детских садов.

- С какими проблемами сталкивается министерство при формировании инклюзивной среды в образовании?

- Инклюзивное образование – это всегда пространство риска. Первая проблема связана с непринятием детьми, точнее их родителями, детей с какими-либо отклонениями. Родители, как правило, не хотят, чтобы с их ребенком рядом находился такой же ребенок, но с особыми потребностями. Эта проблема есть и над ней мы работаем. В школах отрабатываются классные часы, направленные на знакомство с людьми этой категории, формирующие толерантную позицию, понимающую и принимающую.

Во-вторых, это родители детей-инвалидов. Очень часто родитель не хочет признаваться в том, что у него такой ребенок. Чаще всего получается так: ребенок проходит медико-педагогическую комиссию, которая рекомендует какой-то из инклюзивных вариантов обучения. Родители имеют права не показывать это заключение, тем самым лишая ребенка специальных условий, которые ему могут быть нужны. Родители сами оказывают ребенку «медвежью услугу».

В-третьих, родители «особых» детей требуют, чтобы дети обязательно учились инклюзивно, мотивируя тем, что их дети должны социализироваться и общаться с другими людьми. Но замечу, что урок меньше всего способствует социализации. Для этих целей есть внеурочная деятельность, досуговая деятельность, дополнительное образование. Как раз именно это пространство может помочь реализоваться ребенку-инвалиду, именно там он может быть успешным наряду с другими. Очень часто родители не учитывают интересы своего ребенка.

И последний риск связан непосредственно с нами - это готовность педагогов. В общей сложности у нас 11 тыс. учителей, в настоящий момент методикам инклюзивного образования обучены 7 тысяч. Да, это много, но мы не пытаемся говорить о том, что проблемы квалифицированных инклюзивных педагогов нет. Не стоит забывать о том, что каждый учитель воспринимает процесс обучение по-разному, у каждого из них разный уровень компетенции и мотивации к работе в инклюзивной сфере. Мы будем развивать инклюзивную практику, чтобы в каждой школе было представлено максимальное количество программ для всех категорий детей. Но думаю, это отдаленная перспектива.

- А какова роль родителя в процессе образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

- Как я уже сказала, родители этой категории детей очень проблемные – многие считают, что для их детей ничего не делается, никто не помогает, но в то же время, те родители, которые действительно хотят помочь своему ребенку, находят возможности и средства для того, чтобы помочь своему чаду. Доля участия самого родителя никак не может быть меньше, чем участие государства или общественных структур. Кто-то готов только требовать, но есть и по-настоящему зрелые родители. Мы активно работаем с родителями – проводим встречи, предоставляем информацию. Скажу больше – мы проводили ряд курсов повышения квалификации для учителей с привлечение родителей. Некоторые родители даже специально идут учиться в ВУЗы на педагогов-дефектологов, чтобы лучше понимать своего ребенка.

- Министерство образования «ведет» ребенка с ОВЗ практически с рождения. Что его ждет, когда он вырастет?

- После 18 лет, если это дееспособный ребенок-сирота, то учреждение определяет его дальнейшую судьбу; если же у такого ребенка сложные нарушения, то решение о его дальнейшей жизни определяется через суд. Как правило, такие выросшие дети остаются в спецучреждениях. Но надо сказать, что мы обеспечиваем «особенным» детям возможность  профессиональное образование. У нас есть профессиональные училища, готовые обучать профессию швеи, столяра, маляра. На сегодняшний день 181 ребенок получил профессиональное образование.

Я считаю, что право на образование, на достойную жизнь и внимание окружающих имеет каждый человек, вне зависимости от физических или интеллектуальных особенностей. Но надо понимать, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды - это «дорогие» дети, в которых приходится вкладывать гораздо больше сил, времени и средств. Но любые затраты компенсируются искренностью, открытостью и добротой этих ребят.

Зарегистрируйтесь на сайте и больше не придется вводить код

Вы отвечаете на отзыв
Отказаться
Каптча
Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования Проблемы на сайте?
КОММЕНТАРИЕВ (2)Сортировка даты: по убыванию
    • осталось только с умом подойти к этой проблеме. Например, у нас в группе в саду есть такой мальчик, с особенностями. Он очень... сложный, так скажем. Ему надо наблюдение 24 часа в сутки. Если отвлечься, то получает травму или он, или другой ребенок из-за него, так как он дерется, кусается, у него бывают приступы. По идее, такому ребенку надо индивидуального человека, который будет с ним сидеть, контролировать его действия (у него плохо слушаются ноги-руки + он очень... эмоциональный. может и по 2 часа непрерывно орать). А так - одна воспитатель почти на 30 детишек и он... ни нормального присмотра за другими детками, ни нормального обучение, ни нормальной прогулки... Жалко и воспитателей, и других деток, и его жалко - ему бы по идее или с мамой быть, или с няней...
      Ответить 3 1
    • И вроде все как с белого листа. Все только начинается. Сплошные открытия и инновации в нынешнем минобразине. Далеко пойдут. Если не споткнутся о старые грабли. Кадров нет. Учить их некому и негде.
      Ответить 18 3
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ