Иного нет у нас пути

Политика, 09:05, 24 января 2015

Послужной список Баира Жамсуева впечатляет – депутат Государственной Думы, глава администрации Агинского Бурятского автономного округа, помощник руководителя администрации президента, главный федеральный инспектор по Забайкальскому краю, а с 2014 года - заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. В начале нового года Баир Баясхаланович дал оценку социальной и экономической ситуации в регионе.

Градус растет

- В 2015 год Забайкалье вступило при росте социального недовольства – люди возмущены сокращением электричек, отменой ряда социальных выплат. На ваш взгляд правительство края справляется с ситуацией?

- Социально-экономическая ситуация в регионе остается напряженной уже 25 лет. Я давно не слышал от забайкальцев, чтобы их все устраивало: кто-то переживает за сельское хозяйство, кто-то беспокоится о развале промышленности, росте коммунальных тарифов, проблемах здравоохранения… Недовольство сохраняется, но колеблется его градус.

В 2014 году этот градус рос на фоне общей напряженности в России, связанной с кризисом на Украине, падением мировых цен на нефть, введением международных санкций против нашей страны. Проблемы, всегда существовавшие в Забайкалье, обнажились и сильнее всего задели социально незащищенную часть населения. Например, электрички, которые всегда были народным транспортом: тариф на пригородные перевозки – это сумасшедшие деньги для людей, которые ежемесячно получают 5-8 тысяч рублей.

Оценивать работу правительства можно лишь с точки зрения жителей Забайкалья. Если они недовольны, если ситуация обострилась, значит, проблемы есть. Но краевое правительство не сидит сложа руки, оно работает в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры, связанной с общероссийскими и международными проблемами.

- В Забайкалье происходит то же, что и в других регионах, или здесь проблемы острее?

- Люди по всей стране не видят пока выхода из сложившейся ситуации. Но если положение дел в государстве будет ухудшаться, удар, прежде всего, почувствуют регионы, у которых нет собственных источников пополнения бюджета и, как следствие, отсутствует высокий запас прочности. Регионы, которые всецело зависят от федерального бюджета и государственных монополий. Такие, как наш край.

- Что должно стать выходом из этой ситуации? Импортозамещение? Если так, то способно ли Забайкалье, к примеру, накормить мясом себя и соседние регионы?

- Нужно ставить задачу минимум – продукции наших сельхозпроизводителей, которых осталось не так много, должно хватать жителям Забайкальского края. Но вы когда-нибудь слышали, сколько мяса нам нужно?

- Нет.

- И я не слышал. А ведь, скажем, условный житель Агинского округа ест гораздо больше мяса, чем, например, житель Краснокаменска. И нам для начала необходимо узнать, сколько и какой продукции нужно жителям каждого района, каждого города и села. Это работа органов местного управления и государственной власти.

Забайкалье способно себя прокормить. Но для развития отрасли нам необходимо создать эффективную цепочку от производителя к покупателю, систему, при которой аграрии будут понимать, что их продукция востребована. Регулятором в этом вопросе должно стать министерство сельского хозяйства и продовольствия края.

Во-вторых, нам нужно четко понимать, откуда и как поступает продукция. Ведь почему в 90-е годы произошло падение в сельском хозяйстве? В том числе, потому что на селе не было менеджеров, способных заниматься сбытом продукции. При всем уважении к нашим аграриям, они – не менеджеры по продаже, они воспитаны в другой традиции и этим никогда не занимались. За прошедшие годы, конечно, появились люди, которые умеют создавать продукцию и продавать ее. Но пока это лишь ростки.

Доминирующей и приоритетной программой в Забайкалье должна быть поддержка малого и среднего бизнеса. И существенная часть бюджетных средств должна идти именно на это. Только так можно помочь краю. По-другому у нас не получится.

Пир во время чумы?

- Но пока этого нет, а есть социальные проблемы, на фоне которых забайкальцы регулярно слышат о глобальных замыслах краевых властей – газификация региона, создание аграрных и промышленных кластеров. Работа на перспективу нужна, или правительство должно заниматься лишь решением проблем дня сегодняшнего?

- Большая цель должна быть. К чему-то всегда нужно стремиться. Все масштабные проекты краевого правительства перспективны в том случае, если заработают и начнут приносить налоги. Но для их реализации нужно приложить огромные усилия – организационные, финансовые, политические. И это работа ни одного года.

Ведь газопровод – это не просто труба, это другой уровень жизни. Краснокаменский кластер – это не только хороший проект на готовой площадке, но и возможность произвести срочную диверсификацию экономики моногорода, снять его с «урановой иглы». В этом заинтересовано и ППГХО, и край, и город, из которого уже несколько лет наблюдается отток населения.

При этом люди устали от нереализованных проектов на территории Забайкальского края. И в этом нет вины нынешнего или предыдущего правительства. Про Удокан или юго-восток говорят не первое десятилетие, и там действительно огромные запасы ресурсов, но для их добычи нужно вложить огромные средства в инфраструктуру и привлечение кадров. И все это на фоне скудного краевого бюджета и постоянно меняющейся конъюнктуры мирового рынка: если бы медь была первоочередным ресурсом, наподобие нефти и газа, история забайкальских месторождений, конечно, была бы иной.

Правительство, естественно, должно учитывать эту усталость и понимать, что главное – сохранение стабильности для социально незащищенных граждан. Сокращение соцвыплат – показатель безысходности и даже потери инстинкта самосохранения, потому что пенсионеры, бюджетники и льготники остро реагируют на ухудшение своего состояния. И их, конечно, раздражает, когда власть говорит о каких-то масштабных проектах на фоне проблем в ежедневной жизни этих людей.

- Недовольство вызывают и менее глобальные и, казалось бы, реализуемые проекты – фестиваль стран ШОС, первенство России по шахматам…

- Для большинства забайкальцев фестиваль ШОС или шахматное первенство – это «где-то там», «что-то не про нас». И подобные форумы надо проводить лишь при условии сохранения социальных обязательств. Фестивали не должны связываться в умах с ухудшением положения малоимущих. Иначе люди будут говорить: «Устроили пир во время чумы. На нас, бедных, деньги не нашли, а на это – нашли. Почему?».

С точки зрения имиджа региона, воспитания молодежи, расширения кругозора такие мероприятия, безусловно, нужны. Но жить надо по средствам. Человек, конечно, не хлебом единым жив, но и кусок хлеба у него отбирать не нужно.

Поиск компромисса

- Правительство края часто связывает финансовые трудности с особенностями бюджетной политики РФ. Вы с этим согласны? Имеет ли смысл отказ от чрезмерной централизованности финансовых потоков?

- Конечно, говорить о бюджетном федерализме в России не приходится. Его фактически нет. Но, исходя из сложившегося геополитического положения, мы должны понимать, что, имея огромные территории, должны их защищать. Мы вынуждены иметь большой военный бюджет, если хотим быть суверенным государством. И федерация концентрирует для этого огромные средства - 30 процентов бюджета страны идет на национальную оборону, и мы видим, что по-другому нельзя. Излишняя централизация также происходит из-за того, что, по мнению Минфина России, региональные правительства не всегда рационально используют средства. Другой вопрос, что краевые власти должны уметь попадать в федеральные программы и бороться за свои права.

- Власти много говорят о развитии Дальнего Востока и Байкальского региона. А что нужно, чтобы хотя бы остановить отток населения с востока страны?

- Человек не уедет из родного села, поселка или города, если там комфортно жить. Комфорт включает хорошие дороги и коммунальное хозяйство, качественные образование и медицину, нормальную связь и наличие работы. Если этот набор будет, люди останутся.

- При этом в Забайкалье закрывают больницы…

- Это общероссийский тренд. Его не Лазуткин (министр здравоохранения Забайкалького края – прим. авт.) придумал. Он спущен сверху и не учитывает конкретные особенности российской глубинки. Для чиновника из Минздрава России тратить огромные средства на участковые больницы и фельдшерско-акушерские пункты, которые порой пустуют – неразумно. А для жителя конкретного района или села закрытие больницы – это трагедия. Как человек может оставаться в селе, где нельзя ни скорую вызвать, ни участкового. О какой безопасности мы говорим? Нужно искать компромисс, ставя во главу угла конкретного обычного человека.

Секрет Агинского округа

- В истории Забайкалья последних лет есть позитивный пример развития территории – это Агинский Бурятский автономный округ. В чем секрет его успеха? Это действительно был «общероссийский оффшор»?

- Разговоры о том, что Агинский округ был оффшором, где отмывали грязные деньги, могут вести лишь люди безграмотные. Оффшоры, во-первых, находятся за пределами государства, во-вторых, не предоставляют информацию о зарегистрированных там предприятиях. Так было, к примеру, на Кипре.

У нас была особая зона налогового обложения, где зарегистрированные предприятия получали льготы не по федеральным налогам, а по налогам субъекта федерации. При этом все было открыто и прозрачно. И таких примеров в России было предостаточно. Читинская область тоже пыталась создать нечто подобное, но у нее не получилось. А округу это удалось.

Львиную долю доходов мы получали от предприятий финансового рынка. В том числе от компаний, которые работали с акциями «Газпрома». И когда в начале 2000-х годов акции «Газпрома» пошли в гору, эти компании стали получать бешеные доходы от их продажи. Часть этих средств в виде налогов оставались на территории округа. И это только часть нашей программы.

- Объединение Читинской области и Агинского округа себя оправдало?

- Для меня это решение далось очень трудно. Но, напомню, Агинский округ никогда не отделялся от Читинской области, всегда был в ее составе. И в 1994-95 годах агинчане были недовольны своей автономностью, говорили, что это «колосс на глиняных ногах», ведь округ был до того маленьким, что, став самостоятельным субъектом РФ, сразу свалился в пропасть, в то время как Читинской области удавалось балансировать.

Объединение проходило под разными девизами. В Чите говорили, что Забайкальский край станет более крупным регионом, здесь начнется развитие юго-востока и реализация других проектов. Край получит рывок. В Агинском округе речь шла о том, что объединение регионов – это государственная задача. Сегодня можно сказать, что экономические ожидания от объединения себя не оправдали. А возвращаясь к конкретному человек, конкретному жителю, нужно признать, объединение принесло больше негатива. С политической точки зрения регион получил более звучное название, исчезло во многом искусственное дробление, повысилась управляемость территорией. Но эту сторону заслонили экономические проблемы.

Дословно

Элита округа вложила в создание динамичного образа столицы немало сил и средств. Теперь имиджевый эффект от него работает на выполнение стратегических задач. Напомним, точка кризиса 90-х была успешно преодолена в результате концентрации на трех направлениях развития экономики: опоры на собственные силы, использования минерально-сырьевой базы, реанимации сельского хозяйства и промышленности. Необходимые для этого средства были получены за счет ресурсов крупного бизнеса, привлеченных в Агу благодаря личным связям главы Баира Жамсуева. Другим источником финансирования стали федеральные целевые и адресно-инвестиционные программы. Реализация этого стратегического плана потребовала эффективного менеджмента на местах и сильного лобби в Москве. То и другое обеспечили команда талантливых менеджеров, воспитанная Баиром Жамсуевым, и депутат Госдумы Иосиф Кобзон.

(«Московский комсомолец»)

«Дифирамбов петь не станут»

- Как долго, на ваш взгляд, сохранится напряженная социально-экономическая ситуация в России?

- Еще раз повторю, что пока экономическая ситуация в нашей стране зависит от внешних факторов. И я не вижу перспективы отмены санкций в ближайшее время. Давление на Россию продолжится, поскольку Европа сегодня колеблется на грани рецессии и полностью зависит от США, и в этой ситуации она не будет спорить с Америкой даже по такому принципиальному вопросу, как отношения с Россией. Наднациональные структуры, такие как ЕС и НАТО, также настроены антироссийски. Поэтому я не могу давать оптимистические прогнозы.

- А какой вы видите выход?

- Выход один. Как сказал президент Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному собранию, нам за два года нужно так выстроить свою работу, чтобы хотя бы сводить концы с концами, то есть не отказываться от социальных выплат и льгот, выполнять обязательства по выплате заработных плат и пенсий, развивать экономику, опираясь на собственные ресурсы. Только тогда мы сможем не допустить настоящий кризис. Ведь то, что мы наблюдали в конце прошлого года, сильно отличалось от кризисов, скажем, 90-х годов: тогда люди скупали соль и спички, сейчас очереди выстраивались за золотом, автомобилями, техникой и недвижимостью.

Если мы считаем, что должны послушно склонять голову перед мнением Запада, то нам нужно навсегда отказаться от своей великой истории и своего суверенитета, потому что сильная и могущественная Россия никому, кроме нас самих, не нужна. Политическое руководство страны хочет видеть Россию самостоятельной, а за самостоятельность нужно платить.

Делать однозначные прогнозы нельзя, но одно скажу точно – от всех нас требуются колоссальные усилия, чтобы в кратчайшие сроки выйти на уровень, позволяющий не зависеть от внешней конъюнктуры. Нам нужна консолидация. Другого выхода просто нет. И это зависит от властей всех уровней.

- Что бы вы пожелали своим коллегам?

- Все революции в России начинались, когда власть забывала об обычном человеке. Народ простит чиновникам многое, но не ухудшение собственного положения. Ужасно, когда есть гигантский разрыв между доходами власть имущих и бедных. Но если положение малоимущих слоев начнет ухудшаться, они сметут любую власть, даже бедную и кристально честную.

Сегодня все ждут от властей реальных действий. Власть должна быть эффективна в достижении результата, она должна держать слово, и она ни в коем случае не должна ухудшать социальное положение граждан. Власть должна быть скромной, честной. Тогда люди хотя бы не будут раздражены. Хвалить тебя никто не будет, дифирамбов петь не станут, бухтеть не прекратят, но социального взрыва не будет.

Цитата

Баир Жамсуев: «Цель любой партии – завоевать симпатии людей, прийти к власти, изменить к лучшему социальную и экономическую ситуацию и, таким образом, сохранить доверие избирателей. И тут для неё важно не только улавливать общественные перемены, но и опережать их. Она, говоря по старинке, должна отвечать чаяниям народа. А когда партия не слышит этот запрос, она обречена на потерю популярности и, в конечном итоге, уступает место другой политической силе. И ничего катастрофического в этом нет»

(«Экстра», 10.06.2012г.).

Справка

Жамсуев Баир Баясхаланович – член Совета Федерации РФ от Забайкальского края. Родился 29 января 1959 года в поселке Агинское.

В 1993-1995 годах - депутат Государственной Думы первого созыва. В Госдуме занимал пост председателя Комитета по делам национальностей. В 1995 году - депутат Государственной Думы второго созыва. Избран на пост заместителя председателя Комитета по делам национальностей. Входил в Совет Федерации, был членом Комитета по делам федерации, Федеративному договору и региональной политике.

С февраля 1997 года - глава администрации Агинского Бурятского автономного округа. Член Государственного Совета РФ. Полномочия были прекращены после объединения Агинского Бурятского АО и Читинской области в Забайкальский край. После этого был назначен помощником руководителя администрации президента России.

С февраля 2010 по март 2013 года - главный федеральный инспектор по Забайкальскому краю.

С 2013 - член Совета Федерации РФ от Забайкальского края.

Илья Баринов

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"