Тарифный «пинг-понг»

Общество, 10:49, 21 января 2015

Почему забайкальцы не спешат пополнять число пассажиров пригородных электропоездов?

Возвращение практически всех электричек на забайкальские рельсы, как выяснилось, вовсе не повод для жителей региона вновь занимать места в вагонах поездов пригородного сообщения. Очевидно, что все из-за стоимости проезда в самом традиционно доступном для людей виде транспорта. Как превратить электрички из поездов для богачей обратно в народных «перевозчиков», пытались выяснить корреспонденты «Забмедиа».

РСТ vs ЗППК: матч продолжается

Самое печальное, что пока никому в Забайкалье не удалось четко ответить на два извечных российских вопроса. Особенно это касается вины в «неприличных» ценах на проезд в поездах пригородного сообщения. В последние пару недель руководители ведомств, отвечающих за установление тарифов на проезд в электричках, играют в какой-то странный «пинг-понг». Они то и дело парируют взаимные обвинения в подорожании проезда в электричках.

На прошлой неделе руководитель Региональной службы по тарифам и ценообразованию (РСТ) Забайкальского края Виктор Паздников, говоря о ситуации с высокими тарифами на проезд в электричках, заявил о невозможности проверить их обоснованность. По его словам, на неоднократные обращения в адрес РЖД с просьбой предоставить анализ формирования тарифов, в компании ответили отказом.

- Основной составляющей в структуре тарифа является стоимость услуг, предоставляемых РЖД. Это аренда подвижного состава, затраты на ремонт и услуги по управлению и эксплуатацией подвижных составов… Поскольку эти ставки устанавливаются «Российскими железными дорогами» самостоятельно, мы не можем внимательно посмотреть и проверить, насколько ставки обоснованы. На наши неоднократные обращения РЖД ответили отказом. Сказать с уверенностью, что эти ставки обоснованы, мы не можем, - сказал Виктор Паздников.

Особо руководитель краевой РСТ подчеркнул, что Забайкальская пригородная пассажирская компания (ЗППК) в праве самостоятельно снизить тариф на проезд в электричках, ведь тарифная служба оставила для этого маневр.

Спустя неделю после заявления Позднякова в редакции региональных СМИ пришла разъяснительная записка от ЗабЖД, в которой компания рассказала о своем видении ситуации. В этой записке ЗППК назвала решение Региональной службы по тарифам и ценообразованию об установлении предельно допустимого уровня тарифа на проезд в электричках не иначе как основной причиной убытков компании.

- С 1 января 2015 года ЗППК вынуждена осуществлять перевозку пассажиров по новым тарифам, в результате применения которых значительно сократилось количество пассажиров пригородного железнодорожного транспорта и произошел рост убытков компании. В результате принятого РСТ решения поставлена под вопрос дальнейшая хозяйственная деятельность Забайкальской пригородной компании, - говорится в документе.

В ведомстве, кроме того, недвусмысленно напомнили, что в декабре прошлого года именно РСТ выпустила приказ, в котором установила предельно допустимый уровень тарифа на проезд в пригородном железнодорожном транспорте на полигоне обслуживания ЗабЖД. В соответствии с приказом, стоимость проезда в границах первой зоны составляет 90 руб., стоимость проезда до десятой зоны составляет 896 руб. При этом РСТ предложила перевозчику – ЗППК – самостоятельно регулировать тариф в сторону его уменьшения.

Пригородная компания, в свою очередь, сослалась на постановление правительства РФ «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» и пояснила, что не вправе самостоятельно уменьшать тарифы. Тем более что расходы ЗППК, по словам ЗабЖД, полностью проверены на экономическую целесообразность, подтверждены договорами и первичной документацией.

Что делать?

Вот такой вот «теннис». Видя всю неоднозначность этой «партии», в пору задуматься о втором извечном вопросе. Что делать людям, для которых электрички – едва ли не единственный доступный вид общественного транспорта? Да и стоило ли вообще восстанавливать пригородное железнодорожное сообщение, если оно стало не по карману жителям Забайкалья?

Генеральный директор ЗППК Николай Гаджала на митинге против отмены электричек, который проводился на площади Революции в Чите 14 января, заявил, что стоимость проезда на поездах пригородного сообщения будет уменьшена «до разумных пределов». Но пока регион не начнет рассчитываться по долгам, сделать это не возможно:

- Исходя из содержания протокола совещания под председательством и.о. губернатора Забайкальского края по вопросу организации пригородных перевозок пассажиров железнодорожным транспортом на территории края, срок уплаты долгов перед компанией продлили до 25 января. Мы надеемся, что регион свое слово сдержит, хотя есть в этом большие сомнения. Мы достигли договоренности о постепенном погашении долгов Забайкальского края перед нашей компанией. Из докладной главного бухгалтера ЗППК в мой адрес известно, что перечень долгов к оплате на январь 2015 года составляет чуть более 7 млн. рублей. Это часть долгов за предыдущие периоды, - сообщил «Забмедиа» Николай Гаджала.

Всего за 2014 год край задолжал ЗППК 57 млн. рублей. Выплата этой суммы, по мнению руководителя компании, позволит не только стабилизировать выплату аренды подвижного состава и зарплат сотрудникам предприятия, но и снизить тарифы на проезд в электричках. Стоимость проезда в границах первой зоны будет составлять не 90 руб., а 40 руб. Проезд до десятой зоны обойдется в 204 руб. Чтобы было понятнее, от Читы до Карымской (10 зона) проезд будет стоить 219 руб. До Могзона (14 зона) из краевого центра удастся доехать за 260 руб.

За что платить?

Цены, согласитесь, получаются вполне приемлемые. Но на фоне всех этих радужных перспектив остаются мнения, что траты на ж/д перевозки – «миллиарды не понятно за что». Именно об этом на следующий день после протестного митинга говорил начальник управления транспорта и дорожного строительства забайкальского Минтера Дмитрий Палкин:

- Мы проводим работу по строительству подъездов к труднодоступным населенным пунктам. Мы выделили для этого субсидии районам края. Работа эта началась в прошлом году и будет продолжаться. Для нас это экономически выгоднее, чем платить миллиарды, за что пока непонятно. Бюджет края не в состоянии компенсировать убытки Забайкальской пригородной пассажирской компании (ЗППК), - сказал Дмитрий Палкин.

Палкин, кроме того, отметил, что междугороднее автобусное сообщение экономически проще и выгоднее, чем железнодорожное. Все это, конечно, вполне обоснованно, но, несмотря на это, в районах края люди уверены, что сама по себе нынешняя ситуация с электропоездами в Забайкалье – явление асоциальное.

- Для хилокчан это был самый удобный вид общественного транспорта, - рассказал «Забмедиа» глава Хилокского района Юрий Коновалов. - Автомобильные дороги, в целом, находятся в нормальном состоянии, но некоторые участки нуждаются в реконструкции. Большое количество дорог требуют расширения. В связи с этим возникает еще одна проблема – люди боятся перевозить детей автобусами, ведь это опасный вид транспорта, тем более на сложных участках дороги. Мы наладили автобусное сообщение со всеми поселениями района, но это, думаю, не выход из положения. Нам жизненно необходимо железнодорожное сообщение. Хилокчане намерены протестовать против отмены электрички. Все мы возмущены.

И это, как известно, пример не единственный.

Как решится самый обсуждаемый вопрос начала этого года, пока говорить рано. Крайний срок оплаты первой части долга края перед ЗППК перенесли на 25 января. Остается только наедятся, что в ближайшее воскресенье счета ЗППК пополнятся на семь с небольшим млн. рублей и от забайкальцев все-таки не сбежит последняя электричка...

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"