Бензин – тема «горючая»

Авто, 10:00, 24 декабря 2014

Акции протеста по всей стране, сотни материалов в региональных и центральных СМИ – все это стало результатом очередного скачка цен на бензин и дизельное топливо во всех частях России. Забайкальский край с традиционно высокими ценами на этот товар, естественно, не стал исключением. Но понимают ли забайкальцы то, против чего так рьяно выступают, из чего все-таки складывается цена на ГСМ, и, главное, насколько действенны в условиях рынка акции протеста? В этом попытался разобраться корреспондент «Забмедиа».

«Базар» на рынке ГСМ

Известно, что 25 декабря пройдет всероссийская акция против повышения цен на автотопливо. Организаторы акции, которые свои имена не афишируют, призывают неравнодушных водителей заглушить моторы на дорогах страны и парализовать движение на целый час. Присоединятся ли забайкальцы к этому «ивенту несогласия» пока говорить рано, но организаторы недавно прошедшей в краевой столице акции против «золотого» бензина эту инициативу не разделяют.

- Те, кто устраивает всероссийскою акцию, призывают перекрывать дороги общего пользования. Мы этого делать не собираемся – не хотим причинять забайкальцам неудобства. Тем более, перекрытие дорог может негативно сказаться на работе скорой помощи и пожарных, это опасно, - сказал читинский общественник Сергей Шайдуров.

Всё это - следствие подорожания ГСМ в России. Чтобы разобраться в «горючей» теме, нужно найти причины. Тем более, опрос, проведенный нашим порталом среди простых жителей региона в соцсетях и по телефону, говорит о том, что люди просто не понимают, откуда берутся именно такие цены на заправочных станциях.

Как показал опрос, забайкальцы в основном считают государство виновным в подорожании горючего в России. Подавляющее большинство опрошенных до сих пор уверено, что государство выступает непосредственным регулятором цен. Насколько мнение людей совпадает с действительностью, объяснил «Забмедиа» глава забайкальского управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) Евгений Минашкин:

- Мы в инфраструктурном плане находимся не в самом выгодном положении. Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) от нас далеко. Бензин, в целом, такой же продукт, который подвержен всем колебаниям, как и любой другой товар на рынке. Первый постулат, который не устану повторять, касается регулирования цен. В общем, государство, конечно регулятор всех продуктов и товаров на рынке в пределах своих границ. Но оно устанавливает лишь правила игры. Сама цена формируется, в первую очередь, отношением спроса и предложения. Это первый принцип рынка, который распространяется и на бензин, в том числе, - отметил Евгений Николаевич.

Добавим, что государство в значительной степени влияет на цены и с помощью налогов. У него есть и другие регуляторы – например, создание достаточной инфраструктуры рынка, его конкурентной среды. А вот с этим в нашем крае дело обстоит неважно – на рынке доминируют несколько крупных компаний, которые и влияют на ценообразование, не всегда справедливое. Надо расширять конкурентное поле продаж ГСМ в крае, иначе так и будем находиться в самом невыгодном положении, даже в сравнении с соседними регионами. А люди, конечно, вправе высказывать своё отношение к происходящему.

Канистра в разрезе

Из новейшей истории российского налогообложения мы знаем, что подходы в налоговом законодательстве в постперестроечный период, когда страна отказалась от плановой экономики и перешла на рыночную, применялись на основе европейского опыта. В итоге получилось так, что 60-65% в цене литра бензина - это именно налоги, которые устанавливает государство. Оно же берет деньги с нефтяных компании за добычу полезных ископаемых (НДПИ), акциз, налог на прибыль, НДС и т.д. Немалая часть в топливе – расходы на добычу, переработку, транспортные расходы. А вот коммерческая составляющая ГСМ (прибыль предприятий) находится на уровне всего 10% от розничной цены на этот продукт. Такой налоговый подход говорит о том, что бензин по определению не может стоить дешево. Особенно это актуально в Забайкалье, которое находится на большом расстоянии и от Ангарска, и от Хабаровска – мест расположения ближайших к нам НПЗ.

Не последнюю роль в формировании цен на ГСМ теперь играет и вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Мы просто обязаны соблюдать положения многих международных конвенций, хотя, по мнению некоторых политиков и экспертов, пора пересмотреть наши обязанности в международном праве. Нужно разобраться, кому мы сейчас и чем обязаны.

Согласно международным требованиям, кстати, российские нефтеперерабатывающие компании должны серьезно модернизировать производство. Понятно, что речь в первую очередь идет о повышении качества топлива, что заметно увеличивает финансовые затраты предприятий. Вряд ли сейчас кто-то с уверенностью скажет, что мы, в соответствии с международными обязательствами, с 1 января 2015 года откажемся от бензина стандарта «евро-3». Российский, а в особенности забайкальский «автопарк», более чем наполовину заполнен потребителями именно этой категории топлива. Нельзя забывать и про инфляцию. Вот тут, конечно же, нельзя называть инфляцию исключительно причиной подорожания ГСМ. Цены на топливо в этом случае образует замкнутый круг. С одной стороны по причине инфляции само горючее, как и любой товар, растёт в цене. С другой, подорожание ГСМ серьезно влияет на повышение цен на остальные продукты.

Забайкальские «гиганты»

Возвращаясь к забайкальскому рынку топлива, в пору поговорить о деятельности нефтяных монополий, которую многие сейчас ставят в один ряд или даже на первую ступень в вопросе подорожания ГСМ в крае. Вот только, как выяснилось в беседе с главой забайкальского УФАС, доминанты на региональном рынке просто нет.

- Мы постоянно мониторим деятельность вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов). Россия – огромная страна, которая просто не может жить без монополий. Территория нашего государства настолько большая, что изначально предусматривает присутствие на ней промышленных гигантов. Особенно в сегменте нефтедобычи, переработки и продажи. Осилить затраты на все циклы производства ГСМ, начиная с добычи и заканчивая розничной реализацией, может позволить себе только крупный игрок. Таких компаний в России немногим больше десятка. Наиболее крупные знают, наверное, все. Это «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Башнефть». На территории Забайкалья только один ВИНК – «Роснефть». Да и он занимает на региональном рынке ГСМ менее 50%. В связи с этим, мы не имеем права ставить компанию на особый контроль, ведь «Роснефть» в крае не является доминантой. То же касается и ОАО «Нефтемаркет», крупнейшего в крае розничного продавца бензина и дизеля, - пояснил Евгений Минашкин.

Это понятно, но опрос показал, что у забайкальских автолюбителей сразу же возникает вполне уместный вопрос. Доминанты на рынке нет, есть конкуренция, а цены практически синхронно поднимаются и, очень редко, падают. Почему?

Все дело в специфике топливного рынка. Забайкальские розничные продавцы, за исключением ВИНКа «Роснефти», по сути, покупают товар по одинаковым ценам. Несут сопоставимые транспортные расходы. Пользуются схожим оборудованием. В итоге, на заправочных табло зажигаются похожие цифры. Тут нужно вспомнить и о 10-процентной коммерческой составляющей, о которой говорили ранее. Эти обстоятельства забайкальцы теперь не всегда берут во внимание. И, думаю, люди сегодня имеют на это право. Свежа память событий октября 2008 года, когда УФАС признала ОАО «Нефтемаркет», ООО «Регион», ООО «Группа компаний Капитал» и двух индивидуальных предпринимателей виновными в сговоре по установлению и поддержанию розничных цен на бензин и дизтопливо на рынке Забайкальского края. Нефтемаркет суд оштрафовал на 49,6 миллионов рублей, ООО «Регион» — 1,4 миллионов рублей, ООО «Группа компаний Капитал» — 1,1 миллионов рублей, индивидуальных предпринимателей на 17 тысяч рублей.

Ездить будем?

Но это все в прошлом. Если говорить о перспективе, то тут мнения участников опроса сильно расходятся. Некоторые считают дальнейшее подорожание ГСМ печальной неизбежностью. Другие, воодушевившись недавним спадом цен, говорят о снижении темпа подорожания топлива. Важно, что о каком-то глобальном спаде цен никто не говорит. Не говорит о нем и Евгений Минашкин, который назвал дальнейшее повышение цен на бензин процессом естественным:

- Главное, чтобы уровень цен на бензин и дизтопливо не обгоняли инфляцию. Это неоспоримое обстоятельство, которое просто необходимо для нормальной жизни людей. Если топливо, как и любой другой товар, дорожает постепенно – это не становится каким-то катаклизмом, который бьет по кошельку забайкальцев как обухом по голове. Прогнозы давать с моей стороны было бы неправильно. Мы сегодня находимся в непростой ситуации, которая заметно сказывается на всех нас. Одно можно точно сказать - со своей стороны мы делаем все необходимое для того, чтобы не допускать событий, которые были в конце 2000-х годов.

Смогут ли на высокие цены повлиять забайкальцы? Вряд ли. Практика ежегодных акций протеста, подобных той, которая пройдет в России 25 декабря, показала, что никаких значительных изменений добиться таким способом не удается. Припомнить случай, когда цены удержались или упали из-за недовольства народных масс, а не по объективным рыночным обстоятельствам, вряд ли у кого-то получится. Но гражданская позиция забайкальцев, высказывающих свою точку зрения, в том числе и на митингах, акциях протеста и т.д. – неотъемлемое их право, которое они и используют.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"