Читинский ученик Мейерхольда

Чита историческая, 09:08, 16 ноября 2014

Неизвестные страницы театральной жизни Забайкалья

Владимир Люце - режиссер, вошедший в историю советского театра как первый постановщик пьес Владимира Маяковского «Баня», Максима Горького «Достигаев и другие» и «Егор Булычов», 90 лет назад работал в Чите.

Юбилейные вопросы

Официально днем рождения Забайкальского краевого драматического театра считается 16 ноября 1939 года - 75 лет назад в Читу на постоянную работу приехал Куйбышевский (Самарский) театр драмы имени 20-летия Ленинско-Сталинского комсомола.

А может, нашему театру уже 155 лет – ведь именно в 1859 году в Чите состоялся первый любительский спектакль по пьесе Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского»? Или наш театр родился в 1900-м, когда известный в России антрепренер, актер и драматург Константин Мирославский стал выступать со своей труппой в Общественном собрании? А может, забайкальскому театру 110 лет, потому что в 1904 году читинскую публику очаровал артист императорских театров Мамонт Дальский (Неелов)?

Или театру следует отмечать 105-летие, так как в 1909-м в Читу с гастролями приехала знаменитая Вера Комиссаржевская? Или день рождения нашего театра 21 октября 1911 года, когда на улице Софийской (Бутина), между Амурской и Коротковской (Анохина), был построен театр, который нарекли Мариинским – в честь императрицы Марии, покровительницы театров России?

А может быть, рождение забайкальского театра связано с именем Всеволода Эмильевича Мейерхольда – режиссера, актера, педагога, народного артиста России, одного из реформаторов театра 20 века? Сам великий режиссер никогда не был в Чите, но здесь работал его ученик – Владимир Владимирович Люце. Об этом я узнала, листая подшивки старых газет.

Читая старые газеты

Владимир Люце, о котором лишь вскользь упомянуто в книге Артура Пегова «100 лет читинским театральным сезонам» и о котором нет ни строчки в «Энциклопедии Забайкалья», родился в апреле 1903 года в Харькове, в дворянской семье. Как удалось узнать, его родителями были юрист барон Владимир фон Люце и польская оперная певица Софья Конарская.

Увлекшись в юности театральными идеями Всеволода Мейерхольда, Люце поступил в его Высшие режиссерские мастерские и по окончании курса, в возрасте восемнадцати лет, был принят в труппу театра им. Мейерхольда (в то время Театр РСФСР 1-й). Он был талантливым артистом, но оказался еще и способным художником-сценографом.

В 1923 году Владимир Люце с группой молодых артистов создал Театр вольных мастеров и поехал по провинции знакомить жителей России с новым революционным искусством. Маршрут гастролей проходил через Читу.

Вот, например, о чем 11 июля 1924 года (90 лет назад!) известил зрителей «Забайкальский рабочий»: «Чите в нынешнем сезоне повезло на гастролеров. После Малого театра – гастроли балета, а сейчас уже окончательно выяснилось, что в полном составе 30 человек едет к нам Театр Вольных Мастеров, который везет с собой ко всем постановкам (кстати, являющимся для Читы премьерами) свои декорации, костюмы, парики, бутафорию и даже аксессуары. Все пьесы у Вольных Мастеров идут без суфлера, что является залогом сыгранности труппы. Гастроли по Сибири проходили с большим успехом».

И уже 17 июля 1924 года, читинские зрители увидели театр новомодных мейерхольдовских течений – «пьесу Могана «Земля обетованная» репертуара студии Московского Художественного театра», а на следующий день – «комедию Бернаро «Любовь и Политика» в совершенно новой для Читы трактовке, в плане эксцентричной буффонады».

«Постановка очень оригинальная, костюмы – также. Революционного в постановке мало. Но попытка революционизировать театр, облечь его в новую форму, безусловно, есть. Преобладает излишняя клоунада и шаржировка… В общем и целом театр оставляет хорошее впечатление», - писали в газете искушенные классикой читинские критики.

Творчество, поражающее воображение

Выступив в Чите, театр Люце уехал на гастроли в Харбин. Учитывая, что в то время Харбин был крупнейшим центром российской эмиграции, вряд ли его появление там было случайным. А в конце 1925 года режиссер-новатор был приглашен на сезон в труппу читинского театра в качестве играющего режиссера.

Будучи энтузиастом мейерхольдовской биомеханики и постановочного новаторства, Люце решил проводить в жизнь методы работы своего наставника. Первой его постановкой в Чите стала «Блоха» по Николаю Лескову в инсценировке Евгения Замятина. Это было балаганное представление, лубок, «шутейно смехотворная история».

«Постановщик Люце сумел показать Чите движущиеся декорации, правда, примитивно, немного наивно, но и это почти достижение», - писали критики. Но на фоне остального репертуара, составленного преимущественно из произведений классической драматургии, играющихся под суфлера и на штампах, творчество Владимира Люце стало для читинцев нетрадиционным и поражающим воображение.

В январе 1926 года режиссер предложил городу «Лес» «в нашумевшей постановке Мейерхольда». Но попытка сделать копию «Леса» на неприспособленной сцене читинского театра была не совсем удачной. Кроме технических ограничений задумкам не соответствовала труппа, не имеющая должной квалификации для выполнения поставленных им задач. Зрители не поняли стиля постановки, артисты не приняли новаторства режиссера.

Но, тем не менее, работы Люце имели успех, потому что с января 1926 года и до окончания сезона с афиши практически исчезли фамилии других играющих режиссеров. Он поставил еще пять (всего семь - за один сезон!) спектаклей: «Мандат» Николая Эрдмана, «Праздник крови» по роману Этель Войнич «Овод», «Заговор императрицы» Алексея Толстого, «Конец Романовых» Марии Волоховой, «Яд» Анатолия Луначарского.

Мастерство Люце росло, его спектакли приобретали индивидуальность, и о «Мандате» рецензенты писали: «Пьесу, основанную на ряде конструктивных приемов, трудно приспособить к нашему театру. Дать вертящуюся сцену, дать динамику мейерхольдовской постановочности у нас невозможно... Режиссура сумела найти примиряющее начало, сумела, оперируя нашими театральными возможностями и не покушаясь на конструктивизм, в то же время совершенно не умалить сценических достоинств пьесы, а выгодным образом сделать ее».

По окончании сезона труппа была распущена.

Основатель БДТ

Последователь актерской системы, получившей название «биомеханика», вернулся в Москву, где продолжил режиссерскую деятельность. Среди постановок Люце - спектакли в Московском театре Революции («Рост» Г. Глебова, 1927), в драматическом театре Ленинградского Госнардома («Партбилет» А. Завалишина, 1929, «Баня» В. Маяковского, 1930).

Владимир Люце стал одним из основателей знаменитого Ленинградского Большого драматического театра, где им поставлены не только «Баня», но «Егор Булычов», «Доходное место», «На западе без перемен», «Интервенция». В период травли Всеволода Мейерхольда Люце был обвинен в «мейерхольдовщине», уехал в провинцию, но там его творческая судьба сложилась достаточно счастливо. В частности, он был главным режиссером Челябинского драматического театра, где служил 12 лет и поставил 42 спектакля. В дальнейшем Люце работал режиссером в Рязанском театре драмы. По неподтвержденным данным умер в 1973 году.

Справка

20 июня 1939 года Всеволод Мейерхольд был арестован в Ленинграде. После трех недель допросов, сопровождавшихся пытками, он, обвиняемый по статье 58 УК РСФСР, подписал нужные следствию показания. Через 24 дня после ареста Мейерхольда его жена, Зинаида Райх (Есенина), была зверски убита неизвестными, проникшими ночью в ее московскую квартиру в Брюсовом переулке. Нападавшие нанесли ей семнадцать ножевых ранений и скрылись. 2 февраля 1940 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР Мейерхольд был расстрелян. В 1987 году стало известно подлинное место его захоронения - Общая могила № 1, захоронение невостребованных прахов на кладбище московского крематория у Донского монастыря. В 1955 году посмертно реабилитирован.


Интересно, что сестра режиссера, Вера Владимировна ЛЮЦЕ (по сцене Вера де Люце) - певица, обладала легким голосом редкой красоты и гибкости, прекрасной вокальной техникой. Она была первой исполнительницей в Москве партии Чио-Чио-сан. Пела с великим Шаляпиным. Ее пением восхищались Василий Гиляровский и Мария Ермолова. Оставив сцену в 1920 году, она преподавала в Музыкальном училище (позднее институте) имени Гнесиных, выступала в качестве оперного режиссера.

(В поисках истины помогли материалы сайта «Архивное дело» и газеты «Забайкальский рабочий», сохранившиеся в читинских архивах)

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"