Святой город

Общество, 08:51, 26 октября 2014

Путешествие по Иерусалиму и окрестностям

В школе у меня была любимая книжка – детская Библия. Яркая, красочная, с множеством рисунков и удивительных историй. Адам и Ева, Давид и Голиаф, Царь Ирод и Понтий Пилат казались сказочными героями, подобно Илье Муромцу или Гераклу. Был у меня и свой собственный Израиль – не тот, что ежедневно показывают в новостях: с ракетами, терактами и арабами, а воображаемый, чудесный Израиль царицы Савской и мудрого Соломона. И когда появилась возможность попасть в эту страну, меня охватил трепет – ведь это почти, как побывать в Нарнии, Трое или Хоббитшире. А вдруг я не найду следов знакомых с детства историй?

«Вавилон» Бен-Гуриона

Дорога в Иерусалим для большинства туристов начинается с прилета в аэропорт Бен-Гуриона – многоязычный, как библейский Вавилон. Аэропорт носит имя первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона и находится в Тель-Авиве – неофициальной столице страны. Почему неофициальной? Здесь, как и повсюду в Израиле, сталкиваешься с большой политикой. С одной стороны, именно в Тель-Авиве в 1948 году провозгласили образование государства Израиль, и здесь находятся посольства почти всех стран, с другой, сами израильтяне считают столицей Иерусалим. ООН такое мнение осуждает, но жителей страны это не смущает. Как не смущает и США, чье посольство, точно наперекор всем, красуется именно в древнем городе.

Аэропорт запоминается не масштабами, как, скажем, воздушные гавани Пекина, Стамбула или Бангкока, и не ценами, как родной Домодедово, а дотошным контролем: главные ворота Израиля неслучайно признаны самым защищенным от террористов аэропортом в мире. Безопасность – краеугольный камень Бен-Гуриона. Помимо тщательного досмотра гости проходят собеседование, во время которого у них узнают не только о наличии оружия или взрывчатки, но и спросят, где и с кем они встречались в Израиле. «Где вы сегодня были?», - спрашивают у взволнованной россиянки. «В… Вавилоне!», - торопливо отвечает она, вероятно, путая его с Вифлеемом.

Мнительность охраны, ее настороженное отношение к посетителям напоминают, что молодое государство все 66 лет своего существования находится в перманентной войне.

Шестиконечные звезды Давида, бело-голубые флаги и хасиды – ортодоксальные иудеи в черных костюмах и фетровых шляпах, из под которых выглядывают пейсы… С этими атрибутами Израиля туристы сталкиваются уже в аэропорту. Все это будет преследовать их и во время дальнейшего путешествия по земле обетованной, не давая ни на секунду забыть, что Израиль – единственное в мире иудейское государство со своими, ни на что не похожими, порядками.

Город золотой

Израиль – крошечная страна, чуть меньше Могочинского района. Но плотность населения здесь высокая - в 140 раз больше чем в Забайкалье! Всего на 20 тысячах квадратных километрах уместились 32 крупных города, а еще большое число городков и поселков. Поэтому определить, где заканчивается один город и начинается следующий, неискушенному путнику нелегко.

Но Иерусалим виден сразу! Все здания здесь облицованы золотистым песчаником. Им же вымощены и тротуары. И даже ограждения имеют характерный бело-золотистый цвет. Таков вековой закон! И все это сияет под жарким ближневосточным солнцем.

«Тель-Авив гуляет, Хайфа работает, Иерусалим молится», - говорят израильтяне. И это правда. По узким улицам золотого города ходят тысячи верующих: величественные хасиды в своих экстравагантных нарядах, православные и католические священники, за которыми гуськом спешат паломники, мусульмане.

Иерусалим остается важным городом для трех религий Авраама – иудаизма, христианства и ислама. Представители каждой из них находят здесь свои святыни.

Иудеи спешат к Стене плача, чтобы прикоснуться к тому немногому, что осталось от величественного Храма, помолиться о будущем своего народа и его нелегкой судьбе, оставить записочку.

Христиане следуют по пути Иисуса – посещают Масличную гору, где Сын Божий молился перед арестом, говоря: «Иерусалим! Иерусалим! Избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!». Они идут по Виа Долороза – улице Старого города, по которой пролегал путь Христа к месту распятия, молятся в Храме Гроба Господнего.

Мусульмане торопятся в мечеть аль-Акса – третью святыню ислама, чей золотой купол виден почти из любой точки города.

Попадая в Старый город с его антикварными лавками, арабскими торговцами и шумной многоголосицей, проходя по вышарканным до паркетного блеска тротуарным плитам, по которым до тебя ступали миллиарды ног, вглядываясь в фасады, помнящие крестоносцев и грозных сарацин, чувствуешь, что история – это вовсе не древняя рухлядь, а часть твоей жизни. Тевтонские рыцари, библейские фарисеи, сионисты и британские солдаты застыли в этом вечном городе, как бабочки в янтаре.

И это, пожалуй, самое яркое впечатление от Иерусалима.

Лежать на воде

Страна маленькая. И все красоты можно осмотреть за день-два. Осмотреть – да! Прочувствовать и понять – вряд ли. Но, тем не менее, близость достопримечательностей поражает. Вифлеем, где родился Христос, находится от Иерусалима всего в шести километрах. А пустыня, в которой Иисуса искушал дьявол, начинается сразу за городом. Так что библейские герои далеко не ходили.

Дорога до еще одного символа Израиля – Мертвого моря – проходит через пустыню и занимает всего около часа. По пути можно увидеть реку Иордан, где крестился Иисус, и Иерихон – знаменитый библейский город. И если вы представляете Иордан как полноводную реку, а Иерихон – как мегаполис, то будете разочарованы: евангельская река окажется небольшим ручьем, а прославленный город – крошечной деревушкой. То же и с Мертвым морем. Морем его можно назвать с большой натяжкой, поскольку его площадь – около 800 квадратных километров, то есть в сорок раз меньше Байкала!

Побережье этого моря, как известно, является самым низким участком земной суши, а его вода и грязь обладают целебными свойствами. Оно названо Мертвым, поскольку из-за высокого содержания соли в нем нет рыб. Настороженности к этим местам прибавляет и то, что, согласно преданию, именно здесь располагались библейские Содом и Гоморра, распущенные нравы жителей которых так прогневали Бога, что тот стер их с лица земли.

Экология этого места оставляет желать лучшего. Помимо туристических толп, которые наносят урон уникальному водоему, море страдает и от местных жителей – множество палестинских городов и поселков превратили его в сточную яму. И хотя ученые ищут способы сохранения природного памятника, это не мешает строить вдоль его побережья новые отели, клиники, пляжи.

Входить в Мертвое море… неприятно. Помимо того, что оно обладает серным запахом, у него еще и вязкое, будто илистое дно, которое чавкает у тебя под ногами. Плавать в море тоже не получится - из-за его высокой плотности. Единственная возможность - добрести до более-менее глубокого места, присесть, а потом лечь на спину. Сделав так, вы действительно почувствуете, что, не прикладывая усилий, лежите на воде и даже можете разом поднять вверх и руки, и ноги. Вернувшись на берег, вы с удивлением почувствуете, что ваша кожа покрыта чем-то жирным, точно растаявший маргарин – таким эффектом обладает морская вода. Хорошо, что на пляже можно отыскать душ.

В Храме Гроба Господнего

Золотой купол мечети аль-Акса

Мёртвое море разделяет Израиль и Иорданию. На другом берегу уже арабское королевство.

У Стены плача 

Илья Баринов

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"