Север становится ближе?

Экономика, 09:02, 17 октября 2014

Шеметов впервые посетил Каларский район.

На прошедшей неделе первый вице-премьер краевого правительства Алексей Шеметов впервые побывал там, куда из Читы «только самолетом можно долететь» - в Каларском районе. Вернувшись из трехдневной поездки, он рассказал журналистам не только о планах, но, что гораздо важнее, о конкретных решениях по развитию забайкальского севера.

Даешь стране угля

Каларский район справедливо называют «кладовой» Забайкальского края. Удоканское месторождение меди, Апсатское – коксующихся углей, Чинейское – железотитанованадиевых руд, Култугинское – редкоземельных металлов. Запасы этих природных хранилищ подсчитаны весьма условно, например, балансовые запасы Апсатского месторождения составляют 495 миллионов тонн. При современном объеме добычи этих ресурсов хватит почти на 500 лет, а при намеченных – на 100-200! И это только те запасы, которые удалось разведать на лицензионном участке.

- Причем это высококалорийный уголь, который, в основном, используется в металлургии и всегда остается в цене, - отметил первый вице-премьер.

Разработкой месторождения занимается компания «Арктические разработки» - дочернее предприятие «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК). Для региона этот проект не только крупнейший (объем инвестиций составляет 31,3 миллиарда рублей), но и наиболее позитивный: за три года добыча угля на Апсате выросла со 125 тысяч тонн до одного миллиона. До конца года месторождение принесет в казну Каларского района 36 миллионов рублей, а при увеличении добычи эта сумма будет расти.

Шеметов уточнил, что СУЭК рассчитывает выйти на уровень добычи в 3 миллиона тонн угля в год, но эти планы сдерживает слабая инфраструктура – прежде всего, транспортная и энергетическая. Отсутствие или низкая пропускная способность дорог, нехватка электроэнергии – общая проблема для всего Забайкальского края. К примеру, 8 октября заместитель гендиректора «Норильского никеля» Павел Федоров, выступая на совещании по вопросам развития Дальнего Востока, заявил, что из-за отсутствия транспортной инфраструктуры может быть сорван своевременный запуск Быстринского горно-обогатительного комбината на юго-востоке Забайкалья.

В Каларском районе – те же проблемы. Станция Чара не может пропускать более миллиона тонн угля в год. Решением проблемы, считает первый вице-премьер, могло бы стать создание полноценной станции на разъезде Кемен в 6 километрах от Чары. Инвестор готов взять это на себя.

- Обычно в крупных проектах российского уровня, когда речь заходит об инфраструктуре, доля необходимых вложений из федерального и регионального бюджетов превышает долю инвестора. Здесь иная ситуация: при оценке инвестпроекта в 23,5 миллиарда рублей частные инвестиции составят 20 миллиардов. Государству предлагают выделить 3,5 миллиарда рублей, и теперь наша задача – добиться включения этого проекта или в число территорий опережающего развития, или даже в финансирование из Фонда национального благосостояния, - сказал Шеметов.

Да будет свет!

Еще одна транспортная артерия, которую осмотрел первый зампред краевого правительства – заброшенная железнодорожная ветка к Чинейскому месторождению, от которой зависит и освоение Удокана. Восстановление дороги стало возможным после запуска президентом проекта БАМ-2.

- Я специально пролетел на вертолете и посмотрел – при нормальном финансировании, думаю, эту дорогу можно восстановить за год, поскольку все основные сооружения, например, мосты, стоят. Есть осыпи и провалы, но это решаемо, - заверил первый зампред краевого правительства.

По оценке специалистов, на реконструкцию 26 километров пути потребуется около миллиарда рублей. Вместе с Шеметовым Чинейскую ветку осмотрели и представители ОАО «РЖД», которое является собственником дороги.

- Коллеги приезжали убедиться в физическом состоянии и в том, что заявление Байкальской горной компании (БГК) по поводу возможности освоения Удоканского месторождения - реальный проект. Я думаю, нам с БГК удалось доказать это, - уточнил он.

В беседе с автором Шеметов добавил, что собственник Чинейского месторождения, управляющая компания «Союзметаллресурс», в этой поездке не участвовал. «По-моему, «Союзметаллресурс» переживает не лучшие времена», - сказал он, напомнив, что другим активом предприятия является «замороженный» Жирекенский ГОК.

Опасения вызывает и Катугинское месторождение. «Его собственник, может быть, в силу инфраструктурных ограничений, активности не проявляет. У нас к этому недропользователю появляется достаточно много вопросов. Мы изначально говорили, что мы проведем ревизию всех лицензий и будем проводить точечную работу с каждым недропользователем о том, что если уж взялся осваивать месторождение - осваивай. Не можешь - сдай в нераспределенный фонд, найдутся те, кому это будет интересно», - подчеркнул Шеметов.

В правительстве края убеждены: развитие транспортной инфраструктуры и освоение месторождений невозможно без новых энергетических мощностей. Первое движение здесь, наконец, началось: ФСК ЕЭС включило в инвестпрограмму до 2020 года строительство линии электропередачи Нижнеангарская – Чара мощностью 500 киловатт. В 2015 году начнется проектирование ЛЭП. Объем инвестиций в этот проект – около 30 миллиардов рублей.

- Как энергетик, я убежден: на таком отрезке, помимо линии, нужна генерация. Это позволит системе работать устойчиво, - сказал Шеметов. – Есть незаслуженно забытый проект строительства ТЭЦ мощностью 200 мегаватт «на борту» Апсатского месторождения. И есть договоренности о научном, технико-экономическом обосновании этого проекта.

Вагончик тронулся?

Когда говоришь об очередных планах по освоению Каларского района, представляешь ироничную улыбку его жителей – «завтраками» их кормили немало. Скептицизм понять можно: о каких грандиозных задачах может идти речь, когда, по данным краевого минтерра, свыше 1,5 тысяч человек на забайкальском участке БАМа живут в вагончиках, времянках, ветхом и аварийном жилье? «441 человек из 160 семей продолжают жить в вагончиках и времянках, оставшихся после строительства БАМа. Общая площадь такого жилья превышает 9,7 тысяч квадратных метров. Оно до сих пор встречается в трех бамовских поселках - Куанда, Икабья и Новая Чара», - добавили в ведомстве.

По информации Алексея Шеметова, в 2014 году на переселение этих людей планируется потратить около 130 миллионов рублей. Устаревшее жилье смогут покинуть более ста семей. По федеральной целевой программе «Жилье» власти рассчитывают приобрести свыше 2 тысяч квадратных метров жилья для 46 семей. На это потратят до 47 миллионов рублей. Еще 59 семей из прибамовских поселков Новая Чара и Икабья до конца года оставят свои аварийные дома в рамках региональной адресной программы. Она предусматривает переселение и ликвидацию 2,8 тысяч квадратных метров аварийного фонда. Финансирование программы составит 88,7 миллиона рублей, в том числе 79,7 миллиона из Фонда ЖКХ и 9 миллионов рублей из средств местного бюджета.

Шеметов уточнил, что благодаря реализации в регионе этой программы за три года, с 2011 по 2013-й, из непригодных для проживания и изношенных домов, расположенных в зоне БАМа, выехали 96 семей. «Это 243 человека. Они покинули этот район», - добавил он. Для них власти приобрели 5,3 тысячи квадратных метров жилья. На это потратили почти 140 миллионов рублей: 110,3 - из федерального бюджета, а 29,5 - из краевого.

На Забайкальском участке магистрали также действует программа по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. В 2014 году в ее списки включено более тысячи семей из Каларского района, по территории которого проходит БАМ. Но по этой программе устаревшее и непригодное жилье ежегодно оставляют лишь по несколько семей.

Из интервью на радиостанции «Маяк»:

- Процессы, которые происходят в мировой и российской экономике, могут повлиять на планы, связанные с развитием Каларского района?

Алексей Шеметов: «Сложно оценить в будущем принимаемые решения - каковы они будут, будет ли продолжаться такое беспрецедентное давление или нет. Я думаю, что нет. Но, исходя из того пакета санкций, который сегодня действует в отношении Российской Федерации, они на наши планы не повлияют».

Илья Баринов

P.S. Оптимизм – это слово чаще других звучало в разговоре с Алексеем Шеметовым. Радует, что помимо оптимизма, у региональных властей есть план действий, который они отстаивают перед федеральными властями и инвесторами. Есть и конкретные решения по строительству мостов, детских садов, развитию ЖКХ. Возможно, все это, наконец, позволит забайкальскому северу стать ближе.

Фоторепортаж

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"