Минтер края: «Бензин однозначно будет дорожать»

Авто, 12:17, 9 сентября 2014

Министерство территориального развития края объяснило, в чем причина роста цен на ГСМ, и сообщило, что забайкальцам ждать в дальнейшем

В конце августа мы уже сообщали о том, что за восемь месяцев 2014 года цена на литр бензина АИ-92 (93) выросла на 4 рубля 68 копеек. Причины назывались разные. Так, по словам губернатора края Константина Ильковского, на рост цен в Забайкалье влияют: отсутствие конкуренции, увеличение акцизов, пожар на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе и курс валют.

Перед этим заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, который недавно находился в Чите, высказал свое мнение о причинах роста цен на ГСМ. По его словам, объясняется это просто – в крае неконкурентный рынок нефтепродукции. Мол, во многих субъектах РФ на рынке представлены как минимум две, а то и три-четыре вертикально интегрированные нефтяные компании, которые существуют в стране. В Забайкалье – одна. Цыганов отметил, что находящийся в нашем регионе «филиал какого-то структурного подразделения компании «Роснефть» ограничен в самостоятельности принятия решений».

- И, как я понимаю, получилось так, что цены на нефтепродукты в Забайкальском крае формируются, исходя из цен, которые существуют не в Сибирском федеральном округе, а в Дальневосточном федеральном округе. То есть, при установлении цен здесь монопольный поставщик ориентируется на цены с учетом Чукотки, Камчатки, Сахалина. Совершенно ясно, что в этом случае средняя цена будет выше, чем та, которая существует в соседних субъектах Российской Федерации, например, в Бурятии, - добавил заместитель руководителя ФАС России.

Признаться, эти ответы нас не удовлетворили, и мы направили запрос в администрацию губернатора Забайкалья с просьбой прояснить ситуацию. Ответ подготовили в Министерстве территориального развития края. Сегодня мы печатаем данный ответ.

- В Забайкалье с начала 2014 года бензин марки АИ-92 подорожал почти на 5 рублей. Также, подорожали бензин других марок и дизельное топливо. Почему так происходит? Может ли как-то вмешаться в эту ситуацию краевое Правительство и регулировать цены на бензин?

- Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

На рост цен влияет ряд факторов. Это и рост мировых цен, рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60%. С 01.01.2014 произошло очередное увеличение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо: изменение розничных цен на нефтепродукты происходит неравномерно по регионам, а также по ассортименту нефтепродуктов и в отдельных субъектах Российской Федерации превышает индекс потребительских цен.

На конечную цену продукта в Забайкальском крае, а именно на транспортировку ГСМ и его хранение значительное влияние оказывает территориальная удаленность Читы и районов края от нефтеперерабатывающих заводов. Ближайшие поставки ГСМ на территорию Забайкальского края осуществляются с нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в Ангарске и Хабаровске.

Также на цену ГСМ оказывает влияние и отсутствие конкуренции на территории края. На рынке нефтепродуктов в Забайкальском крае наиболее крупные поставщики это ОАО «Нефтемаркет» и ОАО «НК «Роснефть», и только ОАО «Нефтемаркет» имеет разветвленную сеть АЗС на территории края. В соответствии с организованными правилами торговли на рынке ГСМ независимые участники рынка не имеют возможности приобрести свободно необходимое количество нефтепродуктов. Отгрузки осуществляются преимущественно на нефтесклады в Чите, а не в районах края. В результате в некоторых районах возникает дефицит топлива, который ликвидируется сбытовыми компаниями путем доставки бензовозами в районы на расстояния до 700 км, что влечет за собой повышение конечной цены продукта.

Приоритетным на сегодня является становление на рынке нефтепродуктов края компании НК «Роснефть». В мае этого года между губернатором края и данной компанией было подписано Соглашение о партнерстве, где НК «Роснефть» взяла на себя обязательства содействовать развитию конкуренции в Забайкальском крае. Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе Забайкальское управление ФАС России, принимают меры по стабилизации сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

- Какой прогноз – остановится ли рост цен или он будет продолжен?

- Бензин однозначно будет дорожать в ближайшие годы, другой вопрос, что рост цен, скорее всего, не будет галопирующим, будут и некие отступления назад.

Сказывается сезонный фактор: начиная со второй половины августа, когда многие граждане возвращаются из отпусков, а в сельском хозяйстве наступает уборочная страда, потребление топлива возрастает, и цены неизбежно ползут вверх. Продолжает оказывать влияние на цены горючего и рост акцизов.

Кроме того, по данным экспертов, пожары на Ачинском и Ангарском нефтеперерабатывающих заводах также повлияют на рост цен. Причина в том, что в России нет больших запасов топлива, поэтому любая нештатная ситуация на предприятиях отчасти сказывается на ценах.

- По словам заместителя директора ФАС РФ Андрея Цыганова, в Забайкальском крае только одна вертикально интегрированная нефтяная компания, и то это филиал структурного подразделения «Роснефти», который не может принимать решений о ценах на нефтепродукты и об объемах поставки. С чем связана такая ситуация? Неужели, другие компании не хотят зайти в наш регион? Что их останавливает?

- Действительно, в Забайкальском крае работает филиал № 7 ООО «Роснефть - Востокнефтепродук».

Серьезно конкурировать компания НК «Роснефть» сможет на рынке ГСМ в крае только в случае приобретения контрольного пакета акций ОАО «Нефтемаркет» (ОАО «НК «Роснефть» владеет около 35 % акций ОАО «Нефтемаркет»). Приобретение в собственность сети АЗС и складов для хранения ГСМ данной компании позволило бы снизить цены в регионе на 1.5-2 рубля за литр, так как ОАО «Нефтемаркет» сегодня приобретает ГСМ через компании посредники, что приводит к дополнительной наценке. А другие участники рынка держат цены на его уровне, с целью получения дополнительной прибыли.

Правительство Забайкальского края в пределах своих полномочий готово принять необходимые меры для оказания государственной поддержки всем инвестиционным проектам по развитию объектов ОАО «НК «Роснефть» на территории Забайкальского края.

На предложения Забайкальского края о входе на рынок другие компании желания не изъявили.

В настоящий момент между правительство Забайкальского края и ООО «Иркутская нефтяная компания» подписано соглашение о сотрудничестве. Подписанное соглашение позволит синхронизировать развитие производственных и инфраструктурных проектов в двух регионах. Основными потребителями газа станут переведенные на «голубое топливо» дизельные и бензиновые автомобили, работающие на мазуте котельные, дизельные электростанции, а также население – по распределительным газопроводам.

- По словам того же Андрея Цыганова, монопольный поставщик автомобильного топлива в Забайкалье ориентируется не на цены Сибирского федерального округа, а учитываются цены на Чукотке, Камчатке, Сахалине. Не является ли это ущемлением прав забайкальцев? Почему в той же Бурятии или Иркутской области цены на порядок ниже?

- Анализ цен показывает, что цены на ГСМ в Забайкальском крае не ориентируются на Север, Сахалин, Восток России.

Анализ цен:

Наименование топлива

По данным ФСГ статистики

Заб.край (отдельные районы)

Заб.край «Петрол плюс»

Республика Бурятия «Петрол плюс»

Иркутская область

Хабаровский край

АИ 95

37,45

38,40

38,32

35,03

35,17

34,43

АИ-92

35,65

37,40

36,63

32,9

33,96

33,17

ДТ

37,70

38,70

38,89

36,84

35,59

34,43

- Каким образом, по вашему мнению, можно улучшить ситуацию с ценами на бензин и дизельное топливо в Забайкальском крае?

Основной задачей по развитию конкуренции в регионе на рынке розничной реализации нефтепродуктов является: увеличение числа участников рынка.

Сегодня на территории работает уже около 11 предприятий, которые обеспечивают край горюче-смазочными материалами и около 58 предприятий и частных предпринимателей, которые владеют более 200 автозаправочными станциями.

ООО «РН-Востокнефтепродукт» осуществляет реализацию ГСМ предприятиям региона только с нефтескладов в Чите. Предприятия, расположенные в отдаленных районах края, вынуждены приобретать топливо у альтернативных сбытовых компаний по более высоким ценам. В то же время ОАО «НК «Роснефть» владеет около 35% акций ОАО «Нефтемаркет», нефтесклады которого расположены по всей территории края и через которые компания могла бы обеспечивать своих потребителей необходимым количеством нефтепродуктов по рыночным ценам. Данная мера позволит значительно снизить спекулятивные оптовые цены в регионе и добиться снижения розничных цен по всей территории Забайкальского края.

На территории Забайкальского края работает целый ряд предприятий, принадлежащих крупным промышленным холдингам: ОАО «Росатом», ОАО «Интер РАО», ОАО «Норильский Никель», ОАО «СУЭК» и другие, которые имеют собственные нефтесклады и испытывают трудности с прямыми поставками нефтепродуктов в их адреса. Гарантированные отгрузки топлива через дочернее предприятия «Роснефть» вышеуказанным предприятиям позволит снять данный вопрос и стабилизирует развитие промышленности региона.

В настоящее время ОАО «НК «Роснефть» на розничном рынке Забайкальского края представлена всего шестью автозаправочными комплексами, но уже занимает значительную долю рынка и оказывает существенное влияние на формирование цен в регионе, так как потребитель предпочитает выбирать продукцию, выпускаемую под брендом компании. Строительство автозаправочных комплексов ОАО «НК «Роснефть» на федеральных трассах «Амур», «Байкал», А-166, крупных населенных центрах края позволит окончательно стабилизировать розничные цены в регионе на уровне общероссийских и обеспечить потребителей региона качественным топливом. В 2015 году ООО «РН-Востокнефтепродукт» планирует построить еще 2 автозаправочных комплекса.

Газификация Забайкальского края является важнейшим проектом для стабильного социально-экономического развития региона. В ближайшие 5 лет правительство Забайкальского края планирует осуществить газификацию за счет использования сжиженного природного газа (СПГ). Основной задачей СПГ-газификации является подготовка потребителей для последующих поставок сетевого газа и для получения потребителями в зоне СПГ- газификации более дешевого и эффективного энергоносителя по сравнению с тем, что используется в настоящее время. Приоритетными потребителями являются автотранспорт, работающий на дизельном топливе или бензине, котельные на мазуте, перевод дизельных электростанций на использование газа, поставки газа населению по распределительным газопроводам.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"