Есть Ломоносовы и в вечерних школах

Общество, 08:57, 31 августа 2014

В этом учебном заведении учеников не боятся – с ними дружат

Листья желтые на асфальте, двор пустой и тихий. Подождите, еще четыре дня пройдет и все повторится снова, как будто и не было этих летних каникул: уроки, родительские собрания, педсоветы…

А раньше была «шаромыга»

Стоп! Сначала, как и везде, праздник: перекличка и линейка, потом День знаний, классный час. Для учащихся начальных и шестого класса он нынче будет такой - « Моя малая родина». Белые бантики и накрахмаленные фартучки? Нет! Здесь никакой формы, портфелей и ранцев. В одежде – фристайл, свобода и в другом: необязательно носить в сумке учебники, нет нужды заполнять дневник, и весь учебный год можно ходить с одной тетрадкой под мышкой, где и русский, и математика и география… И нет нужды отлынивать от уроков физкультуры - их нет в расписании, и можно вообще учиться или днем, или вечерами, или заочно…

На вывеске: «Муниципальное бюджетное вечернее сменное образовательное учебное учреждение № 12». Звучит длинно-скучно, зато правильно. А раньше, в далекие уже теперь советские времена, название умещалось в симпатичную аббревиатуру – ШРМ. Школа рабочей молодежи, а в простонародье – «шаромыга». Почему симпатичная? А вспомните и посмотрите заново фильм Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» (1956 год), или другое кино – советский телесериал «Большая перемена». Там все: любовь и слезы, трудовые будни и «неугасимая жажда советского человека к знаниям». Сейчас они кажутся наивными и смешными, но смотреть все равно хочется. Ностальгия?.. А так – все, как в обычных школах: уроки по 45 минут, перемены, родительские собрания… Журналы, где пятерки и неуды… Только вот детки немного другие.

«Детки»

Так называет учащихся Юлия Викторовна Гусарова, завуч школы по учебно-воспитательной работе… Она, конечно, на хуциевскую Татьяну Сергеевну не похожа: та только-только после института, а у моей собеседницы 12 лет педстажа, из которых уже 4 года здесь. Но сродни в одном и ценном, чего так частенько недостает, согласитесь, некоторым современным учителям: в уважительном отношении к ученикам. «В нашей школе авторитаризма нет. Мы с ними на равных». А как иначе? Иначе никак: на уроках сидят и ровесники Юлии Викторовны, и люди старше по возрасту. Детки… В дневных классах (очная форма обучения) – это мальчишки и девчонки, которые оказались в этой школе по разным причинам.

- В основном, из неблагополучных семей. В обычной школе они, как правило, не могут найти себя, они выделяются там: не так и плохо одеты. Они на уроки приходят голодные и это сразу в глаза бросается. Они – изгои. Развивается комплекс, возникает конфликт с одноклассниками, учителями. Многие из них становятся переростками в своем классе: из-за неуспеваемости остаются на второй год, и не один раз. И уже 14 лет, а он или она все еще в шестиклассниках ходит. У нас в 6-м классе и двадцатилетние есть… У нас классы – разношерстные. Начальные, например. Там, прежде всего, детки с ограниченными возможностями здоровья: ДЦП или какое-то другое заболевание. Они учатся дома, по своей программе; у нас есть два педагога – они ходят к ним. Но и среди первоклассников есть переростки, - говорит учитель.

Юлия Викторовна рассказала, как в прошлом году пришел в школу молодой человек с заявлением принять его… в первый класс. 20 лет, работает, семья уже есть, но никогда и нигде не обучался. Конечно, умел читать, считать: 21 век все-таки! Тут не захочешь, да получишь хоть элементарные знания: телевидение, компьютеры… И он за год освоил программу с 1-го по 4-й класс. А нынче он придет уже пятиклассником. Ломоносов! «Таких мало, но они есть. И, слава Богу, что идут, и мы рады им», - отмечает педагог.

Рады в этой школе и вечерникам, и заочникам. Первые: днем – на работе, а вечером – с учебниками.

- Много женщин с маленькими детьми, и бывает так: мама за партой и ребенок тут же. Оставить не с кем, а учиться надо и хочется! Мы подумываем, чтобы детскую комнату оборудовать: пока мамочки учатся – дети под присмотром взрослого, - говорит она.

Вообще, примеров интересных много. Юлия Викторовна рассказала, как взрослый мужчина привел к ним свою 18-летнюю сестру. Учиться! Семья была многодетная, а она – младшая. Старшие выросли, обзавелись семьями: свои дети, заботы… И не заметили, что младшенькая – поскребышек, уже из пеленок выросла давным-давно, а - неуч! Взял брат за руку и привел в школу. Сознательный.

И такая сознательность характерна и для многих других «деток». По вечерам и заочно учатся, подчеркивает Гусарова, взрослые люди. Они приходят в школу осознанно: в наше время с 9-летним образованием трудно получить хорошую профессию, невозможно найти хорошо оплачиваемую работу… Сейчас ни в полицию, ни в армию без полноценного среднего образования не попадешь. Вот и грызут гранит, и убеждаются: все надо делать вовремя, и учиться – тоже.

А трудные дети? А куда без них… Бывает, что в обычной школе учителя отказываются от таких и в середине учебного года, и в последней четверти. На улицу не выбросишь, вот и направляет комитет образования сюда…

Есть и воспитанники детских домов со своим девиантным поведением. Были и есть и воспитанники Сретенской спецшколы закрытого типа, для которых УК РФ - теперь тоже учебник. Учатся и под приглядом учителей, и под личным внутренним контролем, твердо осознавая, что эта школа – последний шанс. Не ухватил его, и - покатилась жизнь. А в ту же спецшколу им возвращаться, ох, как не хочется.

А Юлия Викторовна говорит о таких «трудных»… тепло:

- Они могут дерзить на уроках, но в другое время… У нас, как и везде, бывают праздники, в Новый год, например. И в такие дни мы собираем всех, а дети с ограниченными возможностями – первые из первых. Они же дома постоянно, выводить-вывозить их трудно, а для многих родителей, особенно для мам, это невозможно. А так хочется праздника, общения, настроения! И не только самим детям, но и мамам. Вот мы и привозим их в школу. Дети сами развлекаются, а для взрослых устраиваем чаепитие. И мамы, у которых круг общения ограничен, и жизнь – это сплошная череда проблем, в такие часы отдыхают душевно. И вот в эти самые дни и часы без наших «трудных» не обойтись. Они – помощники. Принести, подать, сделать – откликаются сразу. Наверное, это от того, что они сами лишены такой заботы и участия.

Во всей этой разношерстности обязательно есть «звездочки» - вот так назвала Юлия Викторовна тех учащихся, которые гордостью школы становятся. А почему бы и нет? Они, эти «детки», мужественны в трудных жизненных ситуациях и изо всех своих сил из них выбираются. И не боятся клейма…

- В прошлом году у нас выпускница была - замечательная девочка: хорошо училась, и мы мечтали, что будет представлять нашу школу на разных олимпиадах. Но… В 10-м классе забеременела. Бывает. Сейчас у нее маленький сын, но школу закончила, собирается учиться дальше. И парень у нее есть, вот исполнится по 18 – поженятся. И мама у нее хорошая, без ее поддержки трудно было бы. Но главное – сама девочка. Сильная такая, - подчеркнула учительница.

«Они такие доброжелательные…»

Сегодня работает приемная комиссия: новенькие приходят. Одни – сами, других приводят родители. В прошлом году в школе было 500 учащихся, но Юлия Викторовна думает, что и в нынешнем учебном году их будет не меньше: жизнь такая – разношерстная…

Перед кабинетом девчонка стенку подпирает – ждет своей минуты. Шалала Агаева – азербайджанка по происхождению (имя означает «водопад»), читинка от рождения. Окончила 9 классов обычной школы, понесла документы в медколледж, а там сказали: мол, по конкурсу не пройдешь… Конечно, не пройдет: пять «троек»! И там же посоветовали: иди в вечернюю школу, там есть «медицинские» классы, год отучишься и поступишь сразу на второй курс. На все согласна – так хочется медсестрой стать, а потом в академию поступить, на стомфак! Пришла…

Тут всем рады. Потому что коллектив такой, где каждый из 27 учителей знает: их детей не надо гнобить, с ними надо дружить. А многих надо просто любить, потому что в той жизни, откуда они приходят каждый день, им не хватает этой любви. А у кого-то ее и совсем нет…

А у нас с Шалалой дорога в одну строну: мне на остановку, а ей с братом на школьный базар: Реалу в первый класс нынче. Понравилась школа? Девчонка только и сказала: «Там такие все доброжелательные…».

Кстати, впервые об организации образования для рабочей молодежи задумались еще в середине двадцатых годов. 7 апреля 1925 года вышел Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Положение о школах рабочих подростков». Однако сеть подобных школ начала складываться лишь в годы Великой Отечественной войны, в соответствии с постановлениями Совета народных комиссаров СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» (15 июня 1943 г.), и «Об организации вечерних школ сельской молодежи» (июнь 1944 г.), согласно которому с 1 октября 1943 года в городах и рабочих поселках организовывалась сеть общеобразовательных школ для обучения подростков, работающих на предприятиях и в учреждениях и желающих без отрыва от работы продолжать свое образование.

С 30 сентября 1949 года по май 1951 года в школе рабочей молодежи учился летчик-космонавт Юрий Гагарин. В 1923 году в школе сельской молодежи проходил обучение Василий Маргелов - легендарный советский военачальник, командующий в 1954-1959 годах воздушно-десантными войсками. В школе рабочей молодежи в 1945-1949 годах преподавал церковный писатель Анатолий Левитин-Краснов. Также школу рабочей молодежи окончил писатель Владимир Войнович.

Ирина Жигулина

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"