Я в таксисты бы пошел…

Авто, 08:40, 29 июля 2014

Помню, когда работал в такси, тогда еще не было навигаторов, да и карта города только-только появилась в более менее удобном формате, а бензин тогда стоил порядка 15-20 рублей за литр. Город мы изучали методом «научного тыка», у каждого в машине стояла рация, водители знали друг друга в лицо. Была какая-то романтика в работе.

Бизнес автоуслуг находится в тени

С тех пор прошло уже лет 10, в работе такси произошли кардинальные изменения. С развитием технологий заказать машину стало гораздо проще. Достаточно нажать пару кнопок на своем смартфоне, и уже через несколько минут извозчик будет у порога. Водителям тоже стало проще: любой адрес ты можешь найти с помощью GPS-навигатора. Это, наверное, единственное положительное изменение для работников таксомотра. В остальном радужных перспектив не наблюдается.

Надо сказать, что стоимость услуг такси в нашем городе - одна из самых низких по России, притом, что стоимость бензина, наоборот, одна из самых высоких. Однако несмотря на эту несправедливость, возможность заработать быстрые деньги привлекает многих автомобилистов. И возможности для этого есть все. Сегодня любой владелец автомобиля без проблем может в любой момент немного подзаработать. «Выйти на линию», «отработать» несколько заявок, отвезти нескольких пассажиров и получить за это несколько сотен рублей. Однако услуги, оказывающиеся в таком формате, не устраивают практически никого.

Большая часть бизнеса такси находится в тени. При таких условиях государство теряет налоги, профессиональные водители не имеют возможности нормально заработать, пассажиры зачастую получают услуги низкого качества. Без сомнения, наше правительство пытается навести порядок в этой сфере, но попытки эти так и остаются лишь «попытками». На деле все отказывается работать. Уже неоднократно в 2011 и 2013 годах выходили новые законы, которые должны были урегулировать все отношения в сфере «водитель такси – пассажир», но нет, все старания тщетны! Почему? Потому что нет должного контроля исполнения закона. И вот в 2014 - очередная попытка, новые штрафы. И почему-то уже верится с трудом, что из этого что-либо получится.

Что происходит каждый раз, когда принимается новый закон о такси? Часть водителей, желающих действительно серьезно работать, для которых работа в такси является серьезным делом, за счет которого они обеспечивают свое существование, делают все по букве закона. Они регистрируются в качестве частных предпринимателей, устанавливают кассовые аппараты или заводят бланки строгой отчетности, в общем, следуют требованиям законодательства. В это время контролирующие органы, как правило, проводят несколько спецопераций по выявлению незаконных предпринимателей в сфере такси, и на этом все заканчивается. Нелегальных таксистов остаются тысячи, а те, кто оформил документы, со временем начинают сниматься с регистрации в налоговом органе в качестве предпринимателей, потому что чувствуют себя обманутыми. «Почему я должен платить налог, платить в Пенсионный фонд немалые отчисления при том, что вокруг сотни людей за ту же самую работу никому ничего не платят?» И люди реально оказываются просто обманутыми. Закон не начинает действовать на практике.

Работа в сфере такси в идеале

Теперь давайте рассмотрим идеальную, на мой взгляд, ситуацию в сфере работы такси. Как это должно выглядеть? Итак, в действие вступает закон, который регулирует деятельность индивидуальных предпринимателей в сфере пассажирских перевозок. Со дня его вступления в силу автомобили должны быть оборудованы всем необходимым, в том числе цветографическим обозначением и счетчиком. Водитель должен иметь определенный стаж, автомобиль должен быть не старше определенного возраста и проходить техосмотр, как мы помним, два раза в год (о теме техосмотра мы более подробно поговорим в другой раз). Так вот, в этот же день на улице не должно остаться ни одного незаконного таксиста. Никто не должен работать в тени. Тогда у нас останутся только профессионалы. Я согласен, звучит, может быть идеалистично, и многие автомобилисты уже привыкли к такой вот подработке-халтурке. Но должен же настать день, когда будет наведен порядок в этом вопросе. Да, многие небольшие фирмы-перевозчики закроются, многие водители потеряют ежедневные мелкие подработки, зато мы получим чистый, честный рынок пассажирских перевозок. Стоимость услуг, возможно, немного увеличится, а может и нет, потому как с уходом со сцены нелегальных таксистов у добросовестных перевозчиков работы прибавится. В общем, в скором времени рынок сделает свое дело: установятся и цены, и количество таксистов необходимое городу. Тогда они смогут спокойно платить налоги и отчисления, потому что стоимость на услуги будет установлена таким образом, чтобы после уплаты всего оставалось средств достаточно для покрытия амортизации транспортных средств, и, собственно, прибыль радовала.

Может быть, я и идеалист, но с другой стороны, пока мы не изменим сознание людей, ничего и вокруг не изменится. Знаете, как работают законы в цивилизованных странах? Вот принимает правительство новый закон, и все жители понимают: «Да, принят новый закон. Мы будем его соблюдать. Его же приняли люди, которых мы выбрали, которым мы доверили принимать законы». Как происходит у нас? Вот принимается новый закон, и что мы слышим? «Я знаю 10 способов как его обойти!» Все! И таких изобретателей не становится меньше. Нам бывает лень разобраться в законодательстве, нам бывает лень узнать о своих правах и обязанностях, но обмануть закон – это наше все, нас это всегда спасало!

Кому-то может показаться, что все и так нормально, и нечего мутить воду в стакане, надо оставить все как есть. И здесь я себе позволю процитировать одного из героев моего любимого фильма: «А хочется, чтобы было как правильно, но хочется, чтобы было, как хочется!» Эх, было бы здорово, если бы так и получилось и совпало!) Всем удачи за рулем и отличного настроения!

Александр Авдеев

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"