Поддубный: Пока не помер

Культура, 16:12, 11 июля 2014

Ходить на отечественное кино по большей части страшно. Оно ведь как – снимается фильм по американским жанровым лекалам, и на выхлопе выходит, что либо лекала те к отечественному материалу никак неприменимы, либо режиссеру очень мешают танцевать большой бюджет с одной стороны и не менее большие амбиции с другой стороны. 

А самое-то ужасное, что кино получается неизвестно про кого и для кого, потому что в природе все эти киношные люди не водятся и сочувствовать им ну никак не получается. В этом трагедия российского кинематографа: у нас есть огромная и очень разная страна, жители которой не узнают себя на экране ни в гриме, ни без. Есть, конечно, приятные исключения, но в основном средний киноман от родных творцов склонен ждать столько же, сколько футбольный болельщик от сборной России.

«Поддубный» - это как раз первый случай, с лекалами. По сути дела, перед нами патриотический фильм в сочетании со спортивной драмой. Был парень простой, но сильный, и встретил он Дело Жизни и Любовь, причем случайно, а потом все стало плохо, и тогда он вернулся к Родным Корням, а потом поехал и всех гадов заборол, а потом поцеловал родную землю на фоне развевающихся флагов. Только в американском кино корни располагались бы где-нибудь в Алабаме или Гарлеме, а тут на Кубани. Все остальное - точная копия. И не было бы в том беды, если бы речь шла о персонаже вымышленном, родившемся непосредственно из головы сценариста сразу с грустным лицом и усами наперевес. Тогда какие же вопросы? Да, характер бледноват и местами лубочен. Да, история с самого начала полна ходульных стереотипов вроде «дерись пять против одного» - и по заднице, по заднице на фоне колосящейся привольно ржи. Но что же делать, если ничего другого не придумывается. Вон, Голливуд давеча серию пластмассовых игрушек экранизировал, и ничего же.

Да только у авторов фильма на руках был биографический материал такой силы, который Голливуду снится только в кошмарах про новую экранизацию «Распутина». Поддубный – фигура легендарная и очень сложная, доподлинно про него известно не так уж и много – но то, что известно, потянуло бы минимум на кино о том, как мощь человеческой жизни обкатывается и обкатывается годами и событиями, как камень волнами – и что остается в конце ее? Зыбкий песок легенд? Гладкий валун биографии? Каким был Иван Поддубный, носивший при себе пудовую стальную трость, сын казака, разорившийся помещик, брошенный муж, маркер в захваченном немцами Ейске, русский человек, не принявший никакой стороны в гражданской войне? Ничего этого из фильма нельзя понять, потому что на самом деле в нем не только человека нет. В нем и легенда отсутствует. Вместо нее на экране могучий Пореченков, которому откровенно нечего играть. Кино похоже на трафареты, по которым Незнайка рисовал портреты малышек с губками бантиком, большими глазами и длинными ресницами. Опознать в этом исходный материал, воля ваша, совершенно невозможно – уж очень все похоже на стандартный лубок со злыми людьми и царями-батюшками, а также канатной плясуньей.

Если говорить о положительных сторонах «Поддубного», то за достоинство сойдет лишь его откровенная стерильность. Фактически фильм сводится к фразе «и жил он, жил, пока не помер» - и, несмотря на всю свежесть этой концовочки, тут есть и своя прелесть: зритель додумывает эмоции и чувствует чувства, исходя из очертаний невнятного пятна на экране и собственных ассоциаций. Сын приехал домой, бежит мама – эх, трогательно. Девица вращается-вращается и превращается – черт, а вот когда я свою встретил!.. Эмигрант рассуждает о стране свободы – а наплачешься еще, вражий сын! Сын, конечно, наплачется, тут и к бабке не ходи, потому что в хорошем кино рано или поздно стреляют все ружья. А в «Поддубном» на стенах развешаны топоры, и выглядят они как-то так, что сразу понятно – будут падать на ноги.

Такое вот интерактивное кино.


Расписание 

Мария Лисица

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"