Назад в феодальный строй?

Политика, 15:53, 16 мая 2014

- Жила была бедненькая семья – Чита. У нее дома был один телевизор, один холодильник, один утюг и один чайник. Немного, но, в принципе, всем всего хватало. Тут приходит дяденька и говорит: разъезжайтесь. Теперь им надо четыре телевизора, четыре холодильника, четыре утюга и четыре чайника. А купить не на что, поэтому будут делиться: кому-то телевизор, кому-то утюг и так далее. Вот и мы с вами, если разделимся, как жить будем, неизвестно, - обывательским языком описала сущность новой редакции закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава администрации Ингодинского района Читы Ольга Лозовская.

С 12 по 15 мая в забайкальской столице прошли общественные слушания, на которых читинцы выразили резкий протест против дробления краевого центра на четыре части, а также лишения граждан конституционного права выбирать и быть избранными в городской представительный орган местного самоуправления.

- Пусковым механизмом для реформирования стало 12 декабря 2013 года, когда президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию  отметил, что в системе местного самоуправления накопилось немало проблем, а объем ответственности и обеспечения ресурсами муниципалитетов не сбалансированы. Он сказал: «Местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой», при этом обозначив задачу – создать сильное, независимое, финансово состоятельное руководство на местах. Однако это стимулировало появление ряда суперрадикальных идей и под основной удар, согласно предлагаемой модели, попали города с районным делением, - пояснил участникам слушаний председатель читинской городской думы Александр Зенков.

В принципе, ничего нового кроме разрушения существующего федералы не придумали, предложив превратить городские районы в маленькие автономные образования с собственным управлением, бюджетами, хозяйством и внутренними правилами проживания. Создать этакие крохотные феодальные государства. Кстати, право голоса, в соответствие с упомянутым историческим строем, «челяди» тоже решили не давать.

- Население полностью лишается права выбирать городскую власть путем прямого голосования. Назначение руководителей исполнительных органов будет производиться решением конкурсных комиссий. 50% в ее составе займут представители субъекта РФ, а еще 50% - депутаты представительного органа данного муниципального образования. Гордума будет формироваться из делегатов муниципальных районов, которых определят их коллеги, - предупредил Зенков.

При этом возросшее количество администраций потребует принятия на работу около сотни муниципальных служащих. Как выразилась директор школы №1 Раиса Мыльникова, «увеличится, если так можно сказать, ненавистный большинству обывателей чиновничий аппарат. Но они тоже люди, им нужны рабочие места, обслуживаемое здание, рабочие кабинеты и зарплаты. А что тогда останется школам, детским садам, медучреждениям?». Хороший вопрос, если учитывать, что размер расходов городской казны на данные цели, по самым скромным подсчетам, составит 145 млн рублей, а в аннотации к ФЗ-131 прямо значится, что дополнительных средств на осуществление поправок из федерального бюджета не потребуется.

Языком цифр надвигающуюся экономическую катастрофу обрисовал председатель городского комитета по финансам Денис Гарифанов. Так в самом «богатом» Центральном районе поступления в бюджет за 2013 год составили 1,93 млдрд рублей. При этом, на данной территории находится основное количество муниципальных учреждений, содержание которых ежегодно требует 1,1 млрд рублей. В случае же создания администрации, чиновники потратят еще как минимум 55 млн рублей. Ингодинский район за аналогичный период «заработал» 530 млн рублей, а на его бюджетные учреждения израсходовано 520,5 млн рублей. И это без зарплат «ненавистного чиновничьего аппарата».

- С момента принятия ФЗ-131 полномочия муниципалитетам только добавляли, а финансы урезали. То есть, нам придется жить в тех условиях, в каких сегодня живем, но поделив эту достаточно жидкую кашу на пять тарелок. Как ни старайся, из четырех бедных одного богатого не сделаешь. Сегодня мы можем хоть как-то формировать единую городскую среду. Да, делается мало, но много делаться и не может, потому что бюджетная обеспеченность на одного жителя в Чите намного ниже, чем в Забайкальском крае – 15 тысяч рублей против 20 тысяч рублей в год. Естественно, обязательства исполняются только чуть больше, чем наполовину. Но при всей этой нищете стараемся как-то выкраивать, что-то строить, ремонтировать. Что будет, если мы завтра разойдемся по отдельным «коммунальным квартирам», сложно представить. Я не первый год работаю в системе городского управления, но не понимаю, как можно поделить сети «Водоканала» или электросети? Как можно поделить Городское троллейбусное управление? Каждому району – по троллейбусу? С момента появления ФЗ-131 пытаюсь сложить эти «пазлы» и они никак не складываются. На мой взгляд, данный закон принимался только для того, чтобы уйти от публичных выборов мэра. Эту горькую конфетку нам завернули в еще более страшную обертку с целью напугать, чтобы потом уже на все согласились, - высказал свое мнение мэр Читы Анатолий Михалев.

Освещая близкую ему тему ЖКХ, директор УК «Перспектива» Алексей Мусорин напомнил присутствовавшим о том, какая участь постигла мост между двумя районами, которыми руководили герои фильма «Королева бензоколонки» - товарищ Борщ и товарищ Лопата. Из собственного опыта он утверждает, что разделение города приведет к тому, что, в случае аварии, коммунальщики просто не смогут договориться между собой.

Владимир Мамаев, более 20 лет проработавший главой Могочинского района, предостерег: «Хуже закона, чем ФЗ-131, я еще не видел! Как только он вступил в силу, единый районный бюджет растащили. В итоге денег не стало ни в районе, ни в сельских и городских поселениях. Уровень жизни населения упал ниже некуда. Сейчас Чите грозит то же самое. Надо возрождать местное самоуправление, а не разрушать его!».

С опытным политиком солидарен действующий депутат законодательного собрания Забайкальского края Андрей Никонов, который сравнил готовящуюся реформу с «крестовым походом против городов».

- Когда вся страна занята внешнеполитическими проблемами, группа депутатов Госдумы вносит поправки в закон, которые, по сути, упраздняют не только самоуправление в городах, но и сами города. Сегодня сила Читы в том, что мы – единое целое и нас нельзя делить на районы. Можно по-разному относиться к господину Михалеву: любить его или не любить, но в городе обязательно должен быть мэр и лучше всего, если он будет избран всенародно. Принимая этот закон, мы не задумываемся, что он потянет за собой поправки в бюджетный и налоговый кодексы. Конечно, можно было формировать бюджет в районах, в то время, когда работали такие крупные предприятия, как КСК, халдокомбинат, швейная фабрика. Каким образом это сделать сегодня, лично я не представляю. Москва и Петербург себя выгородили. Там остается один мэр, а вот нам предлагают реформу. Я в корне не согласен. Понятно, городским депутатам будет очень трудно перебороть ту тенденцию, которая сложилась в законодательном собрании края. Нас там меньшинство, но сделаем все возможное! -  заявил Никонов.

Между тем региональные власти, не дожидаясь вступления в силу данных изменений, начали подготовку проекта закона о преобразовании Читы в городской округ с внутригородским делением. Последняя надежда жителей пока еще единого краевого центра заключается в том, что для внедрения этой разрушительной теории на практике необходимо согласие населения. По итогам же проведенных слушаний из 1,6 тысяч читинцев, идею одобрили лишь двое. Люди не хотят возвращаться в феодальный строй.

- Мы благодарны горожанам за единодушие и правильную позицию!Региональное правительство и законодательное собрание, услышав наше мнение, должны хорошо подумать, стоит ли принимать данный закон. Вполне очевидно, что главной целью запланированного преобразования является еще большее сосредоточение политической власти у губернатора. Что же касается главного принципа местного самоуправления – «власти, до которой можно дотронуться рукой», то его можно осуществить и другим способом. Например, увеличением количества депутатских мандатов. При этом, на основе личного практического опыта, могу сказать, что тридцати депутатов для Читы вполне достаточно. Активные граждане знают каждого в лицо и работают с ними напрямую, а кому нет дела до городских и собственных проблем, насильно мил не будешь. Если кому-то не нравится мэр, председатель гордумы или депутаты, людей можно заменить, но систему менять нельзя! – заключил Александр Зенков.

Елена Калабухова

 

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"