ЗАКУЛИСЬЕ

Культура, 11:58, 12 марта 2012

Драмы в театре драмы

Для служителей Мельпомены март - месяц особенный. Именно на него проходится много праздников: 20 марта - Международный день театра для детей и молодёжи, 25-го - День работников культуры, а 27 марта отмечается профессиональный праздник мастеров сцены и поклонников театрального искусства - Международный день театра. Все эти даты, конечно, требуют не только определенной подготовки, но и праздничного настроения. Последнего в Забайкальском краевом драматическом театре не наблюдается давно. О ситуации в театре рассказал заведующий его художественно-постановочной частью Алексей НОЛЬФИН.

«ШАШКИ НАГОЛО!»

Так как насчёт праздничного настроения, Алексей Георгиевич?

- О каком настроении может идти речь, если единственный в крае профессиональный драматический театр находится на грани краха. И виной тому не экономический кризис, не общая ситуация с искусством и культурой, которым отведена крайне незначительная роль в жизни нашего общества, не слабые производственные возможности, когда театр в буквальном смысле обветшал - ему необходим капитальный ремонт, усовершенствование столярного цеха, замена сценического оборудования, световой, звуковой аппаратуры …

Проблема в том, что команда профессионалов, которую в своё время сформировал Николай Алексеевич Березин, осталась без грамотного компетентного руководства.

А как же Владимир Вербич, назначенный в прошлом году на должность директора?

- Да, бывший военный комендант Читинского гарнизона Владимир Иванович Вербич - личность в городе известная: кто «сидел» на гауптвахте, знает, а по его словам, у него в своё время «сидела вся Чита». Не умоляя его былых заслуг перед отечеством, хочется заметить, что Вербич - человек далёкий от искусства, он не понимает специфики работы в театре, будь то работа по организации зрителя, бухгалтерия, внутренние цеховые отношения, технология производства спектаклей, то есть всего творческого процесса создания и эксплуатации театральных постановок.

Владимир Вербич - военный человек, и этим всё сказано. Для него понятие порядка на «вверенном ему объекте» - чтобы мусора «на плацу» не было, чтобы вовремя люди приходили на работу. А с утра для него главное – «развод-построение» и разнос, то есть он взбодрился, народ «опустил», сам зарядился.

Он не понимает, что в театре люди творческие и, естественно, ранимые. Здесь грубый окрик и кавалеристское «шашки наголо!» приводят к обратному действию - руки опускаются. В театре каждый работник – творец, здесь не будут работать из-под палки. В итоге человек 6-7 мы уже не досчитываемся и из администрации, и из творческой группы.

Конкретно?

- Главный администратор, замдиректора по организации зрителя Людмила Киселева, которая в этой должности провела плодотворно гастроли - театр обычно не вылезает из долгов, а тут приехал в плюсе! В Чите у неё активно велась работа по организации зрителя. То есть был человек, за которого надо было держаться, тем более сейчас, когда театр работает в автономном режиме. Ушла «благодаря» Вербичу. Что в итоге? Залы пустуют, вылетело из репертуара немало хороших спектаклей. Подобная же ситуация с главным бухгалтером Тамарой Сидоровой, отработавшей в театре 49 лет, – он её не уволил, но довёл до больничного, а пока болела, для им же назначенного начальника отдела кадров придумал новую должность - замдиректора по экономике и кадрам. То есть это должность главного бухгалтера, хотя она ещё формально не уволена. 17 лет отработал в театре замдиректора по АХО Юрий Михайлович Лоншаков. Уволен…

Как попал к вам человек, столь далёкий от театра?

- Насколько я знаю, когда Владимир Иванович вышел на пенсию, в краевой администрации встал вопрос, куда бы его трудоустроить. Вспомнили его старую дружбу с театром, ведь Вербич, будучи комендантом, театру действительно помогал. И мы поначалу были рады – вроде человек свой. А теперь он переделывает театр «под себя», новые работники - практически все люди армейские. У него конкретный план, он не раз озвучивал конкретные фамилии и то, кого и в каком порядке он будет из театра убирать. Вербич целенаправленно проводит «чистку».

Его умение хитрить, лавировать между сильными мира сего, сталкивать лбами своих противников, уходить от ответственности, подставляя своих коллег и подчиненных, в театральном мире, где культивируются другие ценности, где легко ранимые, беззащитные люди не умеют ответить хамством на хамство и постоять за себя, дискредитируют все его былые заслуги перед городом.

Создается впечатление, что он активно и целенаправленно разваливает то, что с таким трудом было создано Николаем Березиным и Юрием Пояркиным. Многие театральные работники подыскивают себе новое место работы, а это, как правило, грамотные, уникальные в своей профессии специалисты, которым сейчас нет адекватной замены. Вот такое у нас «праздничное настроение»…

«ЕСТЬ УТВЕРЖДЕННАЯ КАНДИДАТУРА»

Несколько месяцев назад театр потерял своего художественного руководителя и главного режиссёра Николая Березина. Знаю, что актёры театра в конце прошлого года обратились к председателю Союза театральных деятелей РФ Александру Калягину с письмом, в котором беспокоились о том, что на место руководителя может прийти случайный человек, не имеющий опыта работы в профессиональном драматическом театре…

- Да, и председатель СТД, народный артист России Александр Калягин ответил, что «сегодня имеет смысл рассматривать любую возможную кандидатуру только в качестве «исполняющего обязанности» главного режиссера. «Может быть, вы подумаете над кандидатурой Жанны Пономарёвой, как возможного претендента на должность главного режиссёра. Этот вариант возможен с оговоркой «исполняющий обязанности» и со сроком на один год», - предложил Александр Калягин коллективу театра и посоветовал не торопиться с окончательным выбором.

Учредитель – министерство культуры Забайкальского края – принял этот совет как руководство к действию. На собрании коллектива, где на должность главрежа коллеги предлагали кандидатуры Сергея Жаркова и Сергея Юлина, министр культуры Галина Петровна Сыроватка жёстко сказала: «Есть утверждённая кандидатура – Жанна Пономарёва, ученица Березина. А Владимир Иванович Вербич - компетентный и грамотный руководитель. Вам не на что жаловаться: театр никто закрывать не будет, репертуар списывать не будут…».

Так что теперь репертуарную политику формирует Жанна Пономарёва, а она больше ставит в репертуар свои спектакли и те, какие ей «по душе», не согласовывая с коммерческой стороной.

Жанна Владимировна, выпускница ВСГАКИ, пришла в театр около пяти лет назад, ей был дан шанс - все производственные, интеллектуальные, творческие возможности театра использовать для самореализации. Одна постановка следовала за другой, каждая вторая премьера проваливалась, спектакли списывались, не окупив вложенных в них средств. Некоторые постановки оставались в репертуаре театра благодаря Николаю Березину, который опытной рукой правил - доводил её спектакли до удовлетворительного состояния, чтобы не было стыдно перед зрителем.

У Жанны Пономарёвой недавно были две премьеры - «Самый лучший подарок» и «Игры на чердаке». Обе работы на уровне самодеятельности. Причём, слабой. Спектакли показали её творческую беспомощность: зал полупустой, загнали туда солдат, зрители, недосмотрев спектакли, уходили… Полный провал.

В чём причина?

- Возможно, её проблема заключается в том, что она пытается усидеть сразу на нескольких стульях - она режиссёр, она же драматург, она же художник-постановщик. Общеизвестно, что театр - это коллективное творчество, чем больше занято в создании спектакля светлых голов, тем богаче и многообразнее обещает быть зрелище. Жанна Пономарёва самоуверенна и необъективна по отношению к собственному творчеству, как необъективна к молодым актёрам. Актрису Юлию Дерешеву отстранила от спектакля с формулировкой «за профнепригодность», видимо, запамятовав, что её собственные первые спектакли существовали буквально один-два просмотра. Ещё нескольких актёров сняла. Березин никогда такого не допускал.

Это молодые актёры. А «старые» терпят?

- Боятся, что дело дойдет до них, и собирают бумаги в поддержку других кандидатур на должность главрежа. Вообще, коллектив растерян. Коллектив не занимается творчеством, потому что кулуарно обсуждает создавшиеся проблемы. Это головная боль. Что делать? Бунтовать - не бунтовать? Писать министру культуры Александру Авдееву - не писать? Театр со страхом смотрит в будущее. И бежит в магазин от безнадёги…

Так что, творческая несостоятельность в комплекте с отсутствием опыта административной работы и непомерными амбициями делают Жанну Понамарёву идеальной помощницей Владимира Вербича в деле развала Забайкальского театра драмы.

Какой выход из ситуации вы видите?

- Сменить руководство театра – за это 80 процентов членов коллектива. Понятно, что директору отличать систему Мейерхольда от системы Станиславского совсем не обязательно. Директор должен быть добротным менеджером с финансовыми полномочиями, но при этом он обязан знать специфику работы в творческом коллективе.

Но первое лицо в театре - это художественный руководитель, который принимает административные решения, определяет репертуарную политику, отвечает за творческий процесс.

Забайкальский краевой драматический театр надо спасать.

Комментарий:

Министр культуры Забайкальского края Галина Сыроватка:

- Ситуация в театре спокойная, мы провели несколько встреч с этим творческим коллективом. Николай Березин был мудрым человеком, и он оставил хорошее наследство. Союз театральных деятелей России порекомендовал пока, на этом этапе, его ученицу – Жанну Пономареву. Она из плеяды молодых, а молодым всегда трудно себя реализовать среди мэтров. Но мы уверены в ней, помогаем и будем помогать.

 

 

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"